291,1K подписчиков

Исторические заблуждения… Кто такие «норманны»?

36K прочитали
Немного полистал ранние статьи канала о Рюрике, викингах, Северах древних. Заметил любопытное заблуждение в комментариях, с которым разбираться будем. Иной раз сам грешен, каюсь. В трёх соснах плутая.

Немного полистал ранние статьи канала о Рюрике, викингах, Северах древних. Заметил любопытное заблуждение в комментариях, с которым разбираться будем. Иной раз сам грешен, каюсь. В трёх соснах плутая. В традициях ХХ века обобщая: норманнов, норвежцев и викингов. Хотя разные вещи и понятия — абсолютно.

Итак. Во Франции все «северные люди» получили имя — норманнов. В Англии их называли — датчанами. Теперь викинги. В Ирландии они — финнгаллы и дубгалламы. Вроде бы, означало «светлые чужеземцы» (норвежцы) и «темные чужеземцы» (датчане). В Германии викинги — аскеманны, в Византии — варанги, на Руси — варяги. Во всяком случае скандинавы Ярослава Мудрого — точно ими были.

Викинг, как явление.

Здесь вечные перекосы. Из крайности в крайность народец носит. Пираты, кровожадые убийцы и грабители… с одной стороны. Романтичные любители саг, путешественники в Америки, неутомимые торговцы, талантливые корабельщики и непревзойденные воины. Что их заставляло отправляться на поиски приключений?

Академическая наука строга в этом вопросе: жители Скандинавии испытывали недостаток в землях, пригодных для земледелия и скотоводства. Всплеск рождаемости породил скрытое перенаселение общин, создал внутреннее напряжение в социуме. Иначе на кой ляд они планомерно захватывали треть Англии, Ирландию, Северную Францию, Сицилию и т.д. Вторая причина явления «викинг» — это стремительное развитие торговли. Ну и конечно же, быстрое разложение родового строя, появление воинственной знати, переход к «военной демократии».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Всё так. И не так. Во-первых, — ранняя история страны Швеции, как и ее соседей… вообще не известна. Нет письменных хроник. Если честно, всё очень гадательный характер носит. Сравнительным анализом добыто, подкреплено очень вольными и поздними трактовками. Норвегия. Тут хоть что-то «ясно», спасибо исландским сагам. Все мифы о норманнах, викингах созданы на основе фантазий сказителей XIII века. Проверять будем, ага.

Что мы знаем из фольклора? «Норманны» стартуют набегами с норвежских земель. На западном побережье Сконе у них гнездо. Главные силы «норманнов» пируют на укрепленных базах ярлов и конунгов, в окружении бесчисленных драккаров, толпясь в фьордах. Как-то… сомнительно, зная географию тех мест. И археологию. Ну пусть.

Норвегия.

Этот народ начал формироваться с середины XI века. И то — может быть. Во всяком случае, понятно, откуда происходит это название. Главное сочинение Северов, «Сага об Инглингах» упоминает. Там находится слово «норвежский». Случайно почти, очень далеко в тексте. А теперь странность одна. Авторы исландских саг были выходцами с западного норвежского побережья Скандинавии, верно же? Логично предположить, о своей родине должны петь красочно и подробно. Ан, нет.

«Сага об Инглингах». Кто подзабыл — это важнейший источник по ранней истории Скандинавии. Написана на древнеисландском языке, в начале XIII века. Исландцем Снорри Стурлусоном. Она повествует о 30 предках норвежского конунга Рёнгвальда Достославного. Из династии Инглингов, которой принадлежали первые исторические правители Швеции и Норвегии.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Так вот, это произведение водит читателя по всяким географиям. В северной части света находится страна «Великая Скифия» (Холодная Скифия). Швеция, как норвежцы называли эту Скифию. Есть там горный хребет, он отделяет эти земли от Страны Турок. С северных гор течет река Танаис (это поздняя вставка, адаптация к географическим пониманиям поздними переписчиками).

Река Танаис в понимании историков античности — главная река Восточной Европы, славянская. Переводчиками воспринимается Доном. Но на этом всё, как-либо других подтверждений нет. С точки зрения составителей саг — вообще по барабану, какая река течет в далекой стране богов. К востоку от Танаиса — Страна Асов (Жилище Асов), там правит великий воин Один. Он воюет с Ванами, неизменно побеждает.

Считается, эти два народа — шведы и даны. Последних так прозвали из-за Дана Гордого, их первого конунга. Ванланди, потомок Одина, владел богатством Упсалы, много странствовал, как-то угодил на зимовку в Страну Финнов. Вот таким кульбитом, даны и шведы переселяются из Скифии … в Скандинавию. Ванланди очень рисковал, поскольку в этой стране жили и правили бал колдуны. Дальше сказок становится меньше, «Сага...» повествует о конунгах Швеции, совместных (с данами) походах в Восточные страны. И лютая скукота о быте и семейных отношениях. Норвегия… упоминается всего лишь раз.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Была или нет?

Возникает стойкое подозрение: племени «норвеги», подобно шведам (свевам, свеям), данам, финнам, — попросту нет. Земли западного побережья Скандинавии заняты кем угодно (свевами, данами, фризами, саксами, даже ободритами-славянами). «Nord veg» — это перевод «пути на север», «северный путь». Местечко так себе по комфорту, осваивалась узкая скалистая полоса между горами и оконечностью фьордов — крайне медленно.

Часто случалось так, что пройдя по «северному пути», поселенцы возвращались обратно, на юг. Археология так и говорит. Поступательное заселение, из-за сурового климата, началось с сезонных промысловых стоянок. На зиму народ отбывал на юг Скании. Постоянных городищ и селений севернее срединной части Норвегии не отыщете до XI века.

Вот и нарисовались две огромные проблемы. Первая — становление национального государства, вторая — формирование национального языка. Всегда современная Норвегия считалась спорной территорией, кублом амбиций микроскопических по влиянию мелких конунгов. Самостоятельных, гордых сверх всякой меры… но значимых только в своем «фюльке». Попытки объединения пресекались соседями, в том числе.

Олав Норвежский хотел жениться на дочери Олава Шведского Ингигерд, ага. Но рожей не вышел, мелко плавал для ровни королевским свеям. А вот сын киевского князя Владимира — Ярослав, то другое дело. С ним династический брак заключить — любо. Шведский король не воспринимал Норвегию самостоятельной землей, государством. Наоборот, был уверен в ее вассальном положении от своей короны. Не потому ли вся точно документированная история этих земель — непрерывная война за обособленность от соседей. Которая полностью закончилась только… XX веке.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Настоящая история

Норвегии такова. «Короли» (конунги) здешние, по летописным источникам, находятся в начале X века. Относительную самостоятельность получают только с принятием христианства от Олава Харальдссона Святого. Впоследствии за такой подвиг — канонизированного. В ожидании короны, он несколько лет скрывался в Новгороде у князя Ярослава Мудрого, лишь в 1028 году занимает (по праву) трон.

Ненадолго, местная вооруженная знать его терпеть не могла, двумя годами позже Олав погибает в бою. Церковь немедленно признает права на королевский титул за его малолетним сыном. Который сидит подальше от неурядиц... опять же в Новгороде, юнкерское училище там. Варяжское, ага. Что происходило в Норвегии веком позже, официальная национальная история называет — «эпохой величия». Археологи мнутся, слабыми голосами сообщая: шесть городов общей численностью всего в несколько тысяч человек — вряд ли соответствуют такому громкому заявлению.

Что было после «эпохи величия» — проверяемо. В начале XIV века наступает шведский протекторат, стыдливо названный Унией. Объединение, с сохранением собственного законодательства и управления. Потом была страшная чума, унесшая две трети населения Норвегии. Прежнюю численность народа удалось восстановить только через 200 лет.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

На этом демографическом печальном фоне возникла идея объединения трех стран — Дании, Норвегии, Швеции. Народ не возражает, даже приветствует. В 1397 году вызревает Кальмарская Уния, которую через полтораста лет покидает излишне амбициозная Швеция. В 1536 г. рецессом (указом) короля Кристиана III Норвегия объявлялась (навечно!) частью Дании.

Так и было, вплоть до отречения Наполеона I и вступления русской армии в Париж. Весной 1814 г. Норвегия объявляет о своей независимости, но через пять месяцев вновь падает в объятия новой Унии — теперь шведской.

В итоге получаем гордую картину государственности. Разменная норвежская монетка — в калите великих и сильных держав. Только 7 июня 1905 г. стортинг Норвегии объявляет о расторжении шведско-норвежской унии, страна получает полную независимость. Квест в тысячу лет был пройден, потомки жуть как нагибучих викингов обрели настоящую независимость. При посредничестве Франции и России, даже тут без «смотрящих» не обошлось.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Язык — как маркер.

Тут тоже много интересного. Разговорный норвежский язык отличен от родственных ему шведского и датского, да. Но был вытеснен с потерей независимости из официального оборота. В ХХ веке национальная гордость попыталась возродить «норвежский», на основе западных анклавных наречий и говоров. Привели эти упражнения к парадоксам двуязычия: официальные тексты издаются на литературном «букмоле» («книжном языке»), но дублируются в социуме разговорным «нюнорск» (новонорвежский язык).

Кто проживает в земле фьордов — подтвердят. Передачи в СМИ идут на двух языках. Преподавание в школах ведется на одном языке, а дети на переменах — переходят на другой. Каждый из них имеет собственный набор диалектных особенностей. В виде орфографических построений и фонетических модификаций. Вывод? Наука безжалостна в этом вопросе. Такой разнобой — результат этнической неопределенности. При наличии единой государственности.

Засели Норвегию другие племена, кроме древне-германских, получились бы две, три, четыре… ярко выраженные народности. Каждая со своей культурой и языком. Будь одно «племя изначальное» — доминировал бы один язык. Вариант с «этнообразующей группой» тоже отпадает, норвеги не смогли убедить всё остальное население принять их речь целиком. Вот и получилось: близкие по этническому составу, разнородные племена переселялись и перемешивались. Породили лингвистическую головную боль науке, архаичность языковых отношений.

Никакого этнического ядра по «северному пути» не сложилось. Как оказалось, «норвеги» — даже не этнос. А обычный конгломерат родовых общностей из разных германских племен. Благодаря сложной географии и климату оказались разбросаны на большие расстояния, часто погружены в самоизоляцию. Без какой-либо национальной идеи, кроме Уний. Хотя это тоже идея, ничуть не хуже других. Выжить.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

будем рубить, с плеча. Поправляя Читателя, который пишет в комментариях о небывалой «пассионарности» норвежцев в ранние Средние Века. Причисляя викингов к этому народу. Походы «северян», морских пиратов и торговцев, на пике их максимальной активности (793-1066 гг.) … проходили в период, когда норвежской нации еще не было в помине. В понимании автора саг XIII века — Норвегия была крайне ограниченной территорией, достойной лишь разового упоминания в сказке об Инглингах. Грамотным европцам слово «норвежец» не было известно в X-XI веках, от слова «совсем». Там знали только «данов» и «свевов».

Быть викингом — это значило отправиться в «вик», набег. Очень суровое и опасное предприятие за добычей. В первую очередь, как не смешно это прозвучит, — за харчем: зерном, мукой, солью (особенно), медом. Потом наступила эпоха грабежа и обмена пряностей, украшений, серебра и золота. Опять же для того, чтобы эти драгоценности — менять на зерно и соль.

Авторам саг и баллад не было интересно, как настоящее богатство было добыто. Торговлей или разбойным путем. Главное — вернулись из долгого плавания. С самыми фантастическими россказнями под местные браги и трофейное сухое. Опять предложу не смеяться, но именно так сложилась местная знать. Для простого бонда, конунга, их сыновей, глав родов — саги скальдов стали подтверждением их социального статуса. Обоснованием династических прав. Хотя «викинги» из норвежских фьордов никакого отношения к свирепым «норманнам» не имели. Это совершенно разные действующие лица в истории средневековой Еуропы.

Под «норманнами» понимались вообще все северные люди. Из Скандинавии, в том числе. Это условно-географическое определение людей, приходящих с севера … от говорящего. Слово появилось в обиходе разговорного языка римлян впервые. Германцы, живущие за снежными Альпийскими горами, это уже люди севера — «normanni». Эти же самые германцы словом «норманн» стали называть племена, живущее севернее их самих. Фризов, данов, ободритов, вильцев, варинов, руян.

«Норманн» — собирательное название племен, «севернее живущих» от центральной части европской территории. Даже включая финнов и лапландцев. Никакого целевого этнического окраса термин не имел. До тех пор, пока национальный зуд ученых людей Скандинавии не присвоили «норманство» — шведам и норвежцам. Это произошло в XIX веке. Для своих современников «норманны» поздней античности и Средних Веков — совсем по-другому понимались. Как-нибудь почитаем Хроники и летописи… А верить Сагам — так себе обоснование настоящей истории, поосторожнее.

Продолжение (как-нибудь) будет…

Немного полистал ранние статьи канала о Рюрике, викингах, Северах древних. Заметил любопытное заблуждение в комментариях, с которым разбираться будем. Иной раз сам грешен, каюсь. В трёх соснах плутая.-9