Здравствуйте!
Ребёнок в принципе не может быть ленивым, потому что это противно его натуре: ребёнок растёт, развивается, познаёт мир, и поэтому - очень деятелен. То, что его деятельность имеет часто нежелательный вектор - это уже другой вопрос...
Скажите, вам приходилось упрекать в лени своих детей или внуков? Мне - да. И своих собственных сыновей, и учеников... Но до определённого момента...
Однажды, в начале учебного года, в сентябре (дело было 10-12 лет назад), подходит ко мне учитель истории и жалуется на мой класс (в смысле, на тот класс, классным руководителем которого я была в то время): и восьмиклассники-то мои стали ленивыми, и учебник-то они не читают... Затем, спустя пару дней, с этой же проблемой подошёл учитель физики...
Я в огорчении: мой класс был очень сильным, одних отличников 7 человек, 15 "хорошистов" и всего два ребёнка послабее. Что случилось с детьми? Подростковый возраст нагрянул? Так бы я и думала, если бы не взялась листать учебники. Сперва я просмотрела учебник по "Всеобщей истории". Достаточно сложный язык, длинные предложения. Множество иноземных незапоминаемых имён, постоянные ссылки на религиозные проблемы европейских стран... Это может быть интересным для 14-летних детей? Однозначно - нет... А то, что не интересно, то и не запоминается... Кто-то из детей способен усилием воли заставить себя это учить, точнее, зубрить. А кто-то и - нет.
Потом я заглянула в учебник физики. Такое чувство, что его писали люди, в жизни не видевшие живых 14-летних подростков. Материал изложен настолько тяжёлым языком, что смысл за всеми речевыми "наворотами" и огромным количеством терминов теряется. Подобный язык изложения подошёл бы, возможно учащимся 10-11 классов или даже студентам. Но никак не восьмиклассникам! А темы-то и вовсе не сложные! Почему бы не донести их до детей языком попроще, не злоупотребляя терминологией?
И цепочка выстраивается простая: не могу понять, поэтому не интересно, а если не интересно, то и браться за это не хочется...
А заставлять зубрить - это издевательство над ребёнком, я всегда была против зубрёжки.
Запомнить, понимая, - это значит - "выучить". И эти знания останутся с ребёнком надолго и окажутся, скорее всего, полезными. А запомнить, не понимая, - это именно "вызубрить". Пользы - ноль... Дети обычно с удовольствием делают то, что понимают. И маленькие, и постарше...
Так что, дети наши - не ленивые, просто у них нет интереса к учёбе. В значительной мере интерес отбивается такими вот заумными учебниками, и программными требованиями, которые не соответствуют возрасту детей.
Мы с нашим младшим сыном всеобщую историю учили так: я читала параграф и пересказывала его сыну своими словами, выделяя главное. По такому же принципу папа объяснял ему физику.
Никогда не задумывались, почему современные дети не любят читать книги? Я думаю, потому, что, как только ребёнок научился читать, его заставляют читать о том, что ему абсолютно не интересно (а не интересно - потому что не понятно, не близко).
Лень появляется тогда, когда исчезает интерес. Задача взрослых - и родителей, и учителей,- не дать пропасть интересу. Это как раз и есть самое трудное - сохранить у ребёнка мотивацию к учёбе. Как это сделать? Одного рецепта в принципе быть не может, все дети ведь разные.
От лени вылечить нельзя - ни криком, ни наказаниями. На какое-то короткое время, может, эти "драконовские меры" и подействуют, но - на очень короткое. Ругаться, наказывать, чего-то лишать ребёнка - бесполезно. Можно только заинтересовать...