Мысли об автоматизации разных бизнес-процессов в интернет-магазине начинают появляться еще на стадии составления бизнес-плана. А когда в интернет-магазин начинает поступать большое количество заказов, и много времени начинает съедаться рутиной работой изо дня в день, волей не волей задумываешься о том, как сделать так, чтобы эта рутина делалась как-то автоматически без непосредственного участия человека или с его минимальным участием. Большие компании вовсе стремятся по максимуму исключить человеческий фактор из своих бизнес-процессов.
Процесс автоматизации в современном интернет-магазине практически не имеет границ. Как говорится, нет предела совершенству. Тут могут быть как базовые вещи, так и очень индивидуальные. Я хочу начать целый цикл статей, посвященных автоматизации бизнес-процессов внутри магазина. И сегодняшней статьей затрону вопрос наполнения сайта контентом и последующей сверке остатков.
Часто наполнение сайта товарами идет вручную, т.к. при этом получается максимальное качество контента. Но это актуально, если у вас небольшой ассортимент, и при этом он меняется не очень часто. А вот если у вас 10, 20, а то и 100 тысяч товаров, тут можно руки в кровь стереть об клавиатуру, заводя каждодневно кучу товаров на сайт. Либо необходимо очень сильно раздувать контент-отдел, который, понятное дело, будет увеличивать расходную часть интернет-магазина, а это тоже никому не нужно. Эти издержки придется откуда-то компенсировать, и чаще всего они включаются в стоимость товара. В итоге цены становятся выше, чем у конкурентов, и магазин начинает терять потенциальных клиентов. Также клиенты, которые купили в этом магазине, в итоге переплачивают. В общем от этого не выигрывает никто, ни клиент, ни магазин.
Параллельно с этим встает вопрос сверки остатков. Ведь у вас будут продажи товаров, которые выставлены на сайте, и будут приходы новых партий. Нужно следить за тем, чтобы товар, которого уже нет в наличии, был вовремя снят с продажи. В противном случае вы будете платить за рекламу вхолостую, ведь фактически клиент товар купить уже не сможет. За исключением случаев, конечно, когда товар у вас продается по предзаказу.
Часто сверку остатков и наполнение сайта контентом стараются делать в виде единого бизнес-процесса или максимально их приблизить друг к другу. Среди способов автоматизации можно выделить приведенные ниже.
Парсинг чужих сайтов или иных источников
Парсинг, для тех кто не знает, это, по сути, сбор информации на чужих сайтах в виде текстов, картинок, ссылок и пр. Это в какой-то мере можно отнести к воровству контента, если владелец сайта, у которого парсится контент, разрешения на это не давал. Хотя это достаточно распространенное сегодня явление, которое кажется простым и логичным, но ровно до того момента, пока кто-то не начинает парсить ваш сайт… Что в итоге приводит не только к воровству вашего контента, но еще и увеличивает нагрузку на хостинг.
Частенько магазины прибегают к парсингу таких небезызвестных прайс-агрегаторных площадок как Яндекс Маркет или e-katalog. Есть умельцы, которые парсят крупные гипермаркеты / маркетплейсы вроде Wildberries, Ozon, Мвидео, Ситилинк и пр. На просторах интернета можно найти как уже готовое программное обеспечение для парсинга сайтов, так и заказать индивидуальную разработку.
Импорт данных из прайса поставщика и готовых баз
Импорт данных из каких-то источников достаточно распространенная автоматизация. Такими источниками могут быть либо продаваемые базы данных с заранее заведенными товарами (распространено в электронике и бытовой технике, например), либо это просто прайс-листы ваших поставщиков, в которых есть необходимая информация о товаре. Совместно с этим можно сразу сверять и остатки по этим же прайсам. О конкретных способах сверки из прайсов поставщиков я уже писал в своей статье ранее.
Ряд поставщиков сегодня предоставляют информацию в формате XML или YML, помимо стандартных CSV или Excel форматов. Некоторые современные CMS-системы позволяют импортировать подобные данные уже в штатном функционале, для других есть модули и плагины, которые приобретаются отдельно в маркетплейсах этих CMS. Либо можно индивидуально разработать под себя скрипт импорта.
Интеграция посредством API
API – это некий инструмент взаимодействия между разным программным обеспечением. Ряд крупных поставщиков имеют свой API, при помощи которого вы можете не только получать данные о товаре или об остатках на складе, но и передавать какие-либо данные поставщику. Например, можно ставить товар в резерв, если клиент заказал товар, который у вас на складе закончился, но он есть у поставщика.
Этот способ чуть более продвинут, чем предыдущий. В предыдущем, по сути, есть посредник в виде файла того или иного формата, который в большинстве случаев не формируется в реальном времени, а делается с какой-то периодичностью. Многие поставщики обновляют прайс раз в сутки или несколько раз в сутки. Если клиентов у поставщика много, то при работе с файлами есть большая вероятность, что к середине дня он уже будет неактуален по остаткам. Посредством API, вы обращаетесь непосредственно к базе данных и получаете эти самые данные в актуальном виде на момент запроса. Это особенно важно для больших магазинов, у которых много товаров и много заказов.
Импорт из 1С или иной учетной системы
Для тех, у кого свой склад, и они ведут учет в какой-то учетной системе типа 1С, или другого какого-то софта по учету складских остатков, можно делать автоматизацию сверки через нее. Также можно заводить карточки товаров прямо там, а на сайт просто передавать данные.
Существует множество интеграций 1С и сайта, не только по остаткам и товарам, но также и по заказам. Справедливости ради надо только отметить, что не все готовые решения работают хорошо из коробки или работают без танцев с бубном. Ряд компаний разрабатывают интеграцию с подобными системами с нуля, четко под свои бизнес-процессы. Убирая из функционала все лишнее и добавляя то, что не предусмотрено в базовой версии.
Комбинированный вариант
Ну и наконец комбинированный вариант, который тоже очень часто встречается, если в магазине много товаров и много поставщиков. Один поставщик, допустим, поддерживает API, а другой только файлики в экселе присылает. Кто-то прайс обновляет раз в день, а кто-то раз в час и т.д. В общем приходится как-то это все систематизировать в единую базу данных, и далее уже автоматизировать процесс сверки остатков с сайтом. Не забывая при этом заводить новые карточки товаров.
Как правило, это очень индивидуальные решения, которые делаются под заказ, если конечно требуется достаточно серьезная автоматизация большого количества товаров.
Источник: sa1nikov.ru