Экранизация рассказа Рудольфа Блауманиса.
Режиссер фльма Гунар Пиесис.
Актеры: Эдуардс Павулс, Гунарс Цилинский (Цилинскис), Петерис Шоголовс, Карлис Себрис, Алфредс Видениекс, Гиртс Яковлевс, Юрис Плявиньш, Вайронис Яканс, Роберт Зебергс, Олга Дреге, Эгонс Бесерис, Эдгарс Лиепиньш, Луция Баумане, Харийс Авенс, Гунарс Плаценс, Эльза Радзиня, О. Калныньш.
Конец 19 века, рыбацкий посёлок в Латвии. На отколовшейся льдине остались четырнадцать человек. Их зыбкое пристанище всё дальше и дальше уносит в море. Только пять дней спустя на горизонте показалась эстонская лодка.
На всех места не хватает.
...Серый лед, серое небо, темная вода. Черные фигуры людей на льду, тяжелые, намокшие рыбацкие сети. Вдруг крик мальчика Карлена: "Нас уносит в море!". Люди срываются с места. Люди бегут к краю льдины. Между берегом и льдиной - широкая полоса воды. Кто-то бросается в воду, остальные замерли - смотрят. Одежда пловца намокла, ледяная крошка мешает плыть, холод сковывает его тело. ДДалда, тяжело выдавливая из себя слова, глухо произносит: "Был человек - и вот нет его"...
Звучит орган, мощные аккорды которого погружают нас в "стрессовую ситуацию", заставляют почувствовать смятение и ужас - то, что чувствует сейчас группка людей, оказавшихся в тени смерти. Как поведут себя отрезанные от мира герои, какими покажут себя?..
Сперва наше сочувственное внимание приковано ко всем людям на льдине. Потом узнаем о хозяине рыбацких сетей Зальге. В ретроспекциях он предстает самонадеянным и властным, здесь на льдине, под непосредственной угрозой смерти, он на глазах превращается в жалкого старика. Не покидвет его только одно неотъемлимо присущее ему качество - чувство собственности. Его сети - значит, его рыба. Если в сложившихся обстоятельствах рыбу необходимо делить между всеми, то он хотел бы получить за нее деньги. Даже перед угрозой смерти, понимая, что здесь эти деньги ему едва ли пригодятся, Зальга остается верен себе. Он собственник, который легко теряет чувство человеческого достоинства, охваченный лишь собственническим инстинктом.
Скрытая борьба за лидерство в группе идет между Биркенбаумом и Гринталом. Биркенбаум человек не первой молодости, в нем нет наивности, порывистости. Он суров и сдержан. Но страстное жизнелюбие горит в нем, прорываясь особенно в моменты, когда он вспоминает о прошлом, о любви Марии - дочери Зальги.
К Биркенбауму, человеку бывалому и сильному тянется юноша Карлен. Когда паренька одолевает жажда и голод, Биркенбаум разрезает руку и дает ему напиться своей крови.
Гринтал похо поддпется анализу, он замкнут, сдержан, справедлив. Но когда Гринал становится вожаком, зритель понимает - по справедливости. Он человек обстоятельный и способный заботиться и думать о каждом своем спутнике.
Иными чертами выделяется среди товарищей старик Далда. Далда предстает как воплощение печальной мудрости, доброты и самоотреченности. Лицо - застывшее от холода, неподвижное, отрешенное, но глаза полны боли, с нежностью устремлены на сына.
Еще один герой - Скрастынь. Он робкий, тихий человечек, краткие мгновения вспыхнувшей надежды у него сменяются длительной депрессией. Прошел вдали пароход, но никто с борта не заметил или не захотел заметить рыбаков. И Скрастынь впадает в буйство, отчаянно молит убить его: "Вся жизнь в страхе: боялся себя, жены, жизни - пусть бере море".
Когда, казалось, уже ушла надежда - в зыбких, трепечущих зайчиками волнах появляется лодка. Спасение! Но хозяин лодки может взять с собой только пятерых. А на льдине в этот момент уже только восемь рыбаков (один утонул). Значит нужно тянуть жоебий. Последнее испытание - окончательная характеристика каждого персонажа. Жадно тащит бумажку и торопливо садится Зальга. Следом за ним в лодке оказывается жалкий Скрастынб. Молодой Далда вытянул крес - обречен. Биркенбаум тянет пустую бумажку - получает место в лодке. И тут-то, пожалуй, фильм достигает наибольшего драматического напряжения.
На льдине остаются трое: вожак Гринтал, старик Далда и мальчик Карлен. Гринтал остался бы при любых обстоятельствах - он готов был отдать всего себя этим людям, и сейчас мы видим в его самоотверженности высшее проявление его мужества. Старик Далда уступает место сыну, отец не может поступить иначе. Но противоестественно то, что на льдине должен остаться и наверняка погибнуть обессиливший Карлен. Так последнее испытание стало пыткой для Биркибаума, заботившегося о мальчике. Нас трогала эта заботы, привлекательным из-за нее казался сам Биркинбаум. Но в этот миг мы видим: нет, не хватит духа у него совершить подвиг, уступить свое место Карлену. Биркенбайм и сам это понимает. И тем острее, мучительнее чувствует низость своего поведения, свой эгоизм.
...Уходит лодка. Все дальше от берега плывет льдина. Три фигурки поднимают шест с рубахой на конце. Они еще надеются. Они борются... Но тень смерти ныне спускается над героями трагедии.
Мы же, расставаясь с ними в этот миг, ощущая тяжесть боли и сострадания, размышляем о благородстве и силе человеческого духа, только что явленного нам Гринталом, стариком Далдой, думаем о том, когда и при каких условиях человек бывает достоин называться человеком. А когда - нет.