Никто не ожидал, что в XXI веке можно сделать открытие, на самом деле, мирового масштаба. Константин Кузнецов родился в России, но бóльшую часть жизни прожил во Франции - бросил бизнес и уехал в возрасте 30 с лишним лет в Париж обучаться живописи. На родине его имя и творчество долгое время были практически неизвестны.
А вот во Франции начала XX века французский критик Франсуа Тьебо-Сиссон называл Кузнецова "последним рыцарем импрессионизма", "русским, который вот уже четверть века" был одним из них - французов, французских художников. Мишель Флоринсон, хранитель Музея Лувра, в 1937 году писал, что Кузнецов "внес в импрессионизм свою, глубоко личную поэтику". Правда, в наши дни Кузнецов во Франции практически неизвестен так же, как и в России, хотя ряд его произведений находится в собраниях музеев Парижа, Понт-Авена, Онфлёра, Кемпера и Гааги в Нидерландах.
Крупнейшую выставку Третьяковской галерее удалось организовать благодаря счастливой случайности. Дело в том, что, будучи обеспеченным человеком, Кузнецов не нуждался в продаже собственных картин, с галеристами не сотрудничал (однажды даже отказал знаменитому французскому торговцу произведениями искусства Амбруазу Воллару, который сотрудничал с Гогеном, Пикассо, Ван Гогом, Сезанном и др.). Поэтому когда художник умер, его картины бережно передавались из поколения в поколение и более 80 лет ждали своего часа.
Совсем недавно Андрей Щербенин, московский коллекционер, случайно купил несколько работ Кузнецова во французской галерее. Специалисты-искусствоведы Екатерина Усова и Константин Ещеркин провели целое архивное расследование и вышли на потомков Кузнецова. Написали письмо правнучке Константина Павловича Кате Вейре. Она ответила: радушно пригласила к себе русских искусствоведов посмотреть документы и материалы. Когда же они встретились, Катя Вейре предложила показать им работы художника - более ста полотен, которые лежали все эти долгие годы в комнате на антресоли.
Картины хранились всё это время неправильно: некоторые были в подрамниках, другие лежали свернутые в рулоны. Краски во многих местах пересохли, где-то грунт потерял свою эластичность. Поэтому по прибытии полотен в Москву реставраторы начали свою работу.
Кузнецов уехал в Париж навсегда, на родину так и не вернулся, хотя гражданство не менял до самой смерти. Он участвовал в важнейших выставочных Салонах Франции, за его творчеством следили именитые критики. Но картины свои Кузнецов "писал в стол". Неизвестно, либо это непостижимая скромность, либо полная отрешенность от мира, либо еще что-то, о чем мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Любопытно, что в 1972 году внучка художника Моник Вивье-Брантом защитила диссертацию в Лувре, посвященную творчеству её деда. Исследовательница собрала сведения обо всех доступных ей произведениях Кузнецова и составила полную картотеку работ художника. В 1992 году ею была опубликована книга «Constantin Kousnetzoff, 1863-1936: un peintre russe en France» ("Константин Кузнецов, 1863-1936: русский художник во Франции")
В настоящее время и до 14 марта масштабное собрание работ Кузнецова представлено на выставке в Третьяковской галерее. Таким совершенно чудесным и загадочным образом миру открылось имя "русского парижанина" Константина Кузнецова. Подробнее об этой истории можно узнать, посмотрев документальный фильм, подготовленный Третьяковской галереей (https://www.youtube.com/watch?v=yuX4KfoRvUQ). В следующих статьях мы поговорим о творчестве художника.
А вы знаете ещё случаи, когда в XXI веке миру открывали талантливейших художников предыдущих столетий?
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх. Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки . Впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!
Вам также может быть интересно:
Малозаметные и малоизвестные детали картины "Танец жизни" Мунка. Рассматриваем вместе
Нищая девочка-испанка. Рассматриваем детали
Роберт Фальк в Третьяковке. Что нужно знать перед выставкой
Рассматривая картину Гольбейна в музее, Достоевский вставал на стул. От ракурса меняется изображение