Найти тему
stacey23

Фильм "Послезавтра" (2004) - гипотетическая модель будущего планеты...или ее настоящее

В 2005 году получил премию «BAFTA» за «Лучшее достижение в области специальных визуальных эффектов» и премию «MTV Movie Awards» за лучшую экшн – сцену (сцена разрушения Лос-Анджелеса) фильм «Послезавтра» (2004) режиссера Р. Эммерих. Я не любитель фильмов такого рода, но это единственный апокалиптический фильм, фильм – катастрофа, который я люблю. Воспринимаю его, как документальную художественную киноленту. Как будто это реконструкция событий, которые имели место быть, в какой-то степени все научно (что очень важно для восприятия). На Земле проблема глобального потепления никак не решается и таяние ледников приводит к тому, что климат на планете меняется. Созданию фильма предшествовали ряд событий.
В 2005 году получил премию «BAFTA» за «Лучшее достижение в области специальных визуальных эффектов» и премию «MTV Movie Awards» за лучшую экшн – сцену (сцена разрушения Лос-Анджелеса) фильм «Послезавтра» (2004) режиссера Р. Эммерих. Я не любитель фильмов такого рода, но это единственный апокалиптический фильм, фильм – катастрофа, который я люблю. Воспринимаю его, как документальную художественную киноленту. Как будто это реконструкция событий, которые имели место быть, в какой-то степени все научно (что очень важно для восприятия). На Земле проблема глобального потепления никак не решается и таяние ледников приводит к тому, что климат на планете меняется. Созданию фильма предшествовали ряд событий.
Уитли Стрибер. Фотография взята с Яндекс картинок.
Уитли Стрибер. Фотография взята с Яндекс картинок.

В 1945 в штате Техас в Сан-Антонио родился Уитли Стрибер - будущий американский автор ужасов. В 1968 году он закончил Техасский Университет. Работал в рекламных компаниях Нью-Йорка. Будучи профессиональным писателем, в 1985 году был похищен «пришельцами» (со слов Стрибира), после которого написал ряд книг. В своих произведениях он цитирует Г. Гурджиева (философ) и Э. Успенского (писатель). Стрибер утверждает, что в 1998 году его посетил таинственный незнакомец, который учил его по разным темам, в том числе по вопросам климата. Именно этот незнакомец подсказал ему идею (совместной с А. Беллом) книги «Грядущая всемирная сверхбуря» (1999). Сюжет книги все знают по фильму «Послезавтра».

Техас, февраль 2021. Фотография взята с Яндекс картинок.
Техас, февраль 2021. Фотография взята с Яндекс картинок.

Периодически слышу о катаклизмах по миру: то снег в пустыне, то рыбы южных морей в холодных водах, на данный момент аномальные морозы в Техасе (замерзло несколько человек, крокодилы оказались подо льдом, люди спасали морских черепах от гибели из-за холодов).

Даже на местном уровне: в деревне четко видно, как постепенно изменилась роза ветров, а также в мае, сентябре много сильного ветра, напоминающего степной. У людей по весне стало не хватать воды в скважинах (грунтовые воды уходят). Обмельчала лесная река, в которой когда-то купались и были омуты. В саду появились болезни плодовых, которых никогда не было в этих местах. Местные отмечают, что стали появляться птицы и насекомые, ареал которых в 1000 км от деревни. Все это происходит последнее десятилетие у меня на глазах.

В киноленте погодные катаклизмы следуют один за другим, в короткий период времени, так как хронометраж фильма ограничен:

выпадение града огромного размера в Токио;
многочисленные торнадо там, где их никогда не было;
снегопады в Дели, невиданного количества для Индии;
цунами с высотой волны, способной затопить статую Свободы в Нью-Йорке, а в Австралии разрушительный тайфун; с МКС замечают над Канадой, Сибирью, Европой обнаружена мощная циркуляция воздуха, невероятно падение температуры;
всё небо в северных штатах США заволакивает тучами, начинается ливень, переходящий в снег, при этом температура падает значительно ниже нуля.

Всё это только начало: глобальное перераспределение баланса холода и тепла…

В фильме достоверно показано объяснение, как может образоваться ледяной циклон там, где это невозможно. Проведена параллель гибели вертолетов с идеально сохранившимся мамонтом из Сибири, который реально моментально замерз на пастбище (он найден с травой во рту и непереваренной едой в желудке). Очень наглядно изображены: торнадо, цунами, «глаз» циклона.

Более соленая, а значит, более плотная вода, опускается на глубину, и на ее место поступает теплая и легкая из Южного полушария, которая тоже остывает, опускается вниз и возвращается с холодным глубинным течением к экватору.
Более соленая, а значит, более плотная вода, опускается на глубину, и на ее место поступает теплая и легкая из Южного полушария, которая тоже остывает, опускается вниз и возвращается с холодным глубинным течением к экватору.

Как климат зависит от течения Гольфстрим, а он, в свою очередь, от опреснения воды океана, которое происходит из-за таяния ледников. А таяние ледников происходит из-за глобального потепления. Такой вот парадокс: при глобальном потеплении происходит планетарное похолодание.

Волки похожи на мультяшек, но надо понимать,что это технические возможности того времени. Увидела только одно клише: если включить телевизор в любой момент, то там обязательно будут новости относящиеся к сюжету фильма, но до этого нет никакого дела во время просмотра, так как они незначительно. Зато разбиты другие клише: чтобы не происходило вокруг героини, девушки всегда найдут возможность раздобыть косметику, накраситься и сделать укладку (пот фото видно, что героини не носят с собой косметику); мотивационная, пафосная речь; глобальные разрушения преследуют героя по пятам но никак не могут догнать (и гибнут, и спасаются, благодаря знаниям, внимательности, анализу происходящего); любой герой по умолчанию умеет управлять любым вертолётом и самолётом.

Движение беженцев из США в Мексику. Фотография взята с Яндекс картинок.
Движение беженцев из США в Мексику. Фотография взята с Яндекс картинок.

Американцы не изобразили себя исключительной нацией, они наравне со всеми на планете. Прощают внешний долг Мексике и просят помощи. Взамен мексиканцы готовы помочь: поток беженцев теперь в другом направлении, при этом простые американцы сами разрушают границу между странами, она им больше не нужна. Если в середине фильма они еще цепляются за приоритет экономических вопросов, то ближе к концу понимают, что они люди, которые зависят не от экономики, а от того, что им не подвластно: от климата и человечества в целом.

Русское в американском городе. Фотография взята с Яндекс картинок.
Русское в американском городе. Фотография взята с Яндекс картинок.

В фильме нет обычного негативного представления американцев о русских: видна важность борта МКС, на костюме космонавтов видна большая нашивка «Мир», герои фильма для спасения подруги находят на российском корабле пенициллин. Символично, что корабль находится в американском городе и никто не видит в этом угрозы. То есть американцы в каком-то роде спасались благодаря чему-то русскому.

Кинолента изобилует философскими включениями:
«Если мы не начнем срочно принимать меры, то наши дети и внуки будут расплачиваться»;
«Бездействие может обойтись дороже. Климат - вещь хрупкая. Мы так быстро сжигаем нефтепродукты и загрязняем среду, что ледники скоро исчезнут»;
«Наша экономика хрупка в той же мере, как и ваш климат»; «- Жаль, не увижу, как вырастит мой сын.
- Главное, что он вырастит, Саймон»; «- В Мексику? Ограничьтесь наукой, а политику нам оставьте. - Это мы уже пробовали, но Вы не желали слышать о науке, когда было еще не поздно»; «Надо спасать тех, кого успеваем. Тот же принцип действует и на поле боя: бывает, что сделать нелегкий выбор просто необходимо»;
«Ну, а мусорные бачки? В мусоре всегда есть, что пожрать»;
«Нельзя жечь Фридриха Ницше!..Вот стеллаж с налоговым законодательством, его можно сжечь»;
«Поживешь с мое на улице, научишься греться»;
«Библия – первая из напечатанных книг, с нее началась эпоха просвещения. Я считаю письменность – величайшим достижением человечества. Даже если западная цивилизация обречена, я спасу хотя бы ее крупицу»; «Все, что мне было дорого, к чему стремилась. Я готовила себя к будущему, которого больше нет. И все напрасно»;
«- Откуда вы знаете? - Ведь книги не для того, чтобы их жечь»; «- Что по-вашему с нами будет?
- Пережили прошлый ледниковый период, этот тоже пережить сможем. Вопрос в том, сумеем ли сделать выводы из ошибок».

И даже символичен камин в здании, где нет благ: света и тепла. Он объединяет, спасает. Символично спасение в библиотеке, где «живая» информация, а не цифровая.

"Глаз" циклона. Вид с Земли. Фотография взята с Яндекс картинок.
"Глаз" циклона. Вид с Земли. Фотография взята с Яндекс картинок.

У меня сильно развито наглядно - образное мышление, поэтому самый завораживающий момент фильма для меня не затопление города (фильм получил награду за этот момент), а то, как один из главных героев Джек (Деннис Куэйд) видит, что все вокруг него затихло (как перед бурей), воздух как будто застыл, снегопад прекратился. Заметив стены облачной воронки, палеоклиматолог осознает, что находится в «глазу» холодного циклона. На спасение у него несколько минут и он с ужасом видит, как флаг США за секунды застывает в воздухе. Ощущение молниеносного и бесповоротного события.

Актеры: Джейк Джилленхол и Эмми Россум. Фотография взята с Яндекс картинок.
Актеры: Джейк Джилленхол и Эмми Россум. Фотография взята с Яндекс картинок.

Фильм заканчивается для главных героев очень хорошо, но им теперь надо приспособиться к новым условиям жизни: все северное полушарие планеты покрыто льдом и снегом, отражая лучи солнца, а не поглощая их тепло и свет.

Надежду на продолжение жизни человечества мы слышим из уст космонавта с борта МКС: «Смотри, воздух-то какой прозрачный» и видим в спасении Библии в руках человека.

Фильм о вере, силе человеческого духа, любви, самоотверженности, о преодолении себя. О том, что обещания надо исполнять, идти до конца несмотря ни на что.

«Послезавтра» (2004) - фильм, который стоит посмотреть, даже если вы не поклонник данного жанра.

Смотрите статьи: "Максим Перепелица V Иван Бровкин. И при чем тут Семен Лагода?", "Если бы фильм "Кин-дза-дза!" (1986) сняли раньше, то его запретили бы к просмотру. И вот почему", "Пять интересных фактов о мультфильме "Брэйк!" (1985)".