Продолжение. Начало здесь.
Но до поездки в колхоз Витька вечером со своим лучшим другом Антоном пошел в культовое московское кафе "Лира".
И в общении с Антоном Витька оказывается не такой уж пустой молчун. У него есть и чувство справедливости, и достоинство, и гордость. Антон цинично хочет обмануть своего отца, от которого его мать ушла после случайной отцовского измены. И вот теперь, когда сын вырос отец, хочет наладить с ним отношения. А Антон хочет купить мотороллер и идет на хитрость. Сообщает отцу, что хочет жениться, и на обустройство ему надо 500 рублей. Цинично и безжалостно умышленно обманывает.
А его друг Витька просит не делать этого. Не нравится ему такое поведение друга. Неправильно это. Красиво об этом сказать он не умеет, но чувствует, что неправильно,
А потом они идут в кафе "Лира". И знакомятся с двумя симпатичными девушками. Милой и Ингой. Молодежь во всю ломает твист и шейк под самый крутой западный рок, потягивает коктейль "шампань-коблер".
Если герои "Заставы Ильича" культурно проводили время на вечерах поэтов в Политехническом, где зажигали Евтушенко, Вознесенский, Ахмадуллина и др., то наши герои в кафе с девушками. Правда, без Евтушенко и здесь не обошлось. Веселый Антон представился девушкам, что они Боря и Юра, физики, только что приехали из Парижа и видели там на Елисейских полях самого Евтушенко. Высокий, красивый, умный. Идет и стихи вслух читает. Такой элегантный стеб над "Заставой Ильича".
А потом они вчетвером пошли в кино. Смотрели фильм про войну. И это очень важный эпизод для характеристики Витьки Чернышева. Ведь он же воспитан на героических примерах защитников Родины. И хочется чего-то настоящего, а не этого унылого существования. И Витька мысленно переносится на экран, где на заснеженном поле наши стоят насмерть против наступающих немецких танков. Все погибли, а танки надо остановить. И Витька с последней связкой гранат бросается под танк.
Хочется подраться. Но так, чтоб что-то изменилось. Пусть бьют даже ногами! Все отходят, а ты прикрываешься с пулеметом. Тра-та-та-та-та! А они тоже не дураки, воевать умеют. Уже весь в крови, пятнадцать ранений. Шестьдесят! Но держишься! И враги кругом убитые, как черви. И еще одна пуля—пам! В правую руку. Левая давно висит плетью. Ноги оторвало миной. Патроны кончились. Смотрю на часы, по времени все наши отошли, не догонишь. Тогда последняя граната, р-раз!—И стал растерянным.—А она не взрывается! Конец месяца, план гнали, халтура получилась. А вокруг—руки врагов: ага, попался! Но врешь—русские не сдаются! Еще одна последняя граната. Целую: выручай! Гга! Столб пламени—и враги надолго запомнили Виктора Чернышева!..
…Прошло время, настал мир, заколосились хлеба, запели птицы. Пионеры с песнями пошли по родной стране и нашли позеленевшую от времени гильзу. В ней была записка—успел я написать: “Погибаю за Родину, бейте фашистов! В.Ч.” Остальное неразборчиво, чернила размыло. Вот, жизнь, прожитая не зря!»
Вот такой он, настоящий Витька Чернышев. Но негде ему это выразить.
А утром Витька поехал вместе с другими заводскими в подшефный колхоз помочь убрать картошку. А отец Витьки Чернышева сам из деревни Петрищево, Рославльского района, Брянской области. Из деревни подался в Москву. работал до войны сантехником. Так что корни то у Витьки деревенские. И потому он по своей натуре простой. честный и работящий парень. И никакая работа ему не в тягость, а то, что не шибко идейный, так 90 процентов населения СССР были вот такими простыми, честными, работящими и не шибко идейными. Но на них вся страна и держалась.
Быстро убрали городские картошку, а потом приветливая деревенская бабушка, в чистом и светлом деревенском доме кормит городских гостей, которые и сами то в прошлом из деревни, нехитрой простой едой, которую нельзя не запить водочкой, по обычаю. А Витька, выпив со всеми стопку, рассматривает висящие на стене многочисленные фото. Вот они корни нашей страны, которая вот из таких деревень и вышла.
А потом возвращается Витька из колхоза в кузове грузовика с такими же, как и он простыми русскими людьми. Просто и душевно ему в этой компании, его даже яблоком угостили. И за кадром поют прекрасную русскую песню "Колыбельную", композитора Евгения Родыгина на слова К. Прокопенко в исполнении Уральского русского народного хора.
... и не стало “группы рабочих с завода п/я 2159" — была страна, была история, было очень-очень много такого, без чего не может жить даже самый счастливый человек. ...Все поднялось, все откликнулось в каждом... И были все—одна семья! Были—все братья! И не надо было Чернышеву никакой другой жизни
И здесь прямая пародия на "Заставу Ильича", когда на модной вечеринке московской "золотой молодежи" гламурная и галантерейная манекенщица в исполнении Светланы Светличной вдруг начинает уныло тянуть "летят утки". Типа, тоже народные корни у этой "фифы", хоть внешне уже сплошной "гламур", но душа то настоящая. И как-то сразу главный герой фильма, простой рабочий в исполнении Валентина Попова бросает свою Марианну Вертинскую и начинает заглядываться на манекенщицу из народа.
И вот такой просветленный и очищенный возвращается Витька вечером домой к своей обычной жизни. А на углу стоит, подпирая стенку, его компания. И вновь Витька становится "как все". Решили парни выпить и отправились в ближайший гастроном. Колька Князев, самый деловой и нахальный, попытался без очереди взять бутылку, но его одернул пожилой мужчина. А потом, на улице Колька догнал этого пожилого фронтовика и завязалась драка. Избили парни всей толпой и фронтовика, и еще мимо проходящего парня, который за него вступился.
Первый удар нанес Колька, а потом уже и остальные включились. И Витька тоже. Никакой он злобы ни к кому не питал и бить не хотел, но все получилось само собой. Рука как бы сама по себе нанесла удар по ветерану после того, как тот попытался ответить Кольке. А потом уже вся толпа стала пинать и заступившегося парня.
В итоге все оказались в милиции. Вот они - эти красавцы. Простые парни, ставшие уголовными преступниками. Злостное хулиганство, знаменитая ст. 206 ч. 2 УК РСФСР, до 5 лет лишения свободы. Через два года на экраны страны выйдет фильм "Обвиняются в убийстве", где вот такие же "простые парни", простые работяги и студенты, вот так же, использовав незначительный повод для ссоры, совершат уже не хулиганство, а умышленное убийство, и к кому-то из них суд применит смертную казнь.
А Витька как будто в ступоре. Он опять ничего не чувствует и ни о чем не сожалеет. Он опять "как все". Из милиции всех утром отпустили, оставили только закоперщика Кольку Князева. Мать дома плачет, а Витька все так же спокоен. Через два месяца все равно в армию.
В финальной сцене опять пародируется финал "Заставы Ильича". В финале "Заставы" по Красной площади к Мавзолею идет церемониальным шагом почетный караул и диктор сообщает:" Был понедельник, первый рабочий день недели". В "Трех днях" в финале идут титры :"Понедельник. Начало рабочей недели".
И опять в финальных кадрах звучит "Колыбельная". И задумчиво слушает ее Витька. Ведь там есть вот эти слова, дающие надежду.
Верно ручонки устали
Выспишься, всё заживёт
Спи же, не зная печали
Спи и не ведай забот.
Вырастут сладкие сливы
Яблони будут шуметь
Будешь ты в жизни счастливым
Будешь всё знать и уметь.
А в сценарии финал должен был быть таким. Появляются популярнейший тогда тележурналист Юрий Фокин "и Эдита Пьеха. То есть, как сказано в сценарии, "люди, которым народ верит", и начинают рассуждать о будущем Витьки Чернышева.
По первому варианту Чернышев надевает противогаз и устремляется внутрь ядерного гриба. По-другому летит в космос, а тем временем женский хор поет перуанскую песню…
Третий вариант судьбы Чернышева: он лупит перед уходом в армию гада Колю. "А мне, — возражает Пьеха, — доподлинно известно, что они очень хорошо простились!"
И тогда идет четвертый вариант, где Витька и Колька сидят задушевно: "Ты меня уважаешь? — Я тебя уважаю!" И запевают: "Я люблю тебя, жизнь".
Дальше еще вариант. Вот они, постаревшие, играют в домино, забивают козла. Все те неприятные персонажи, которые когда-то обижали ветерана войны, — вместе, остепенившиеся. В это время мяч попадает на стол, смешивает все доминошки. И Коля, когда-то оскорблявший ветерана, говорит возмущенно: "Ну и молодежь пошла, а вот мы росли, деревья сажали, не то, что эти!"
И вот что же в итоге хотели сказать авторы фильма? Действительно ли это серьезная социальная драма или же замечательная саркастическая пародия на "культовую" среди шестидесятников "Заставу Ильича"? Мне кажется второе. Этот фильм один из гвоздей в гроб идеалистов -шестидесятников, которые совершенно не знали страны, в которой жили, придумывали в своих "башнях из слоновой кости" идеальных героев и сами же верили, что такие существуют.
Ну, может пара-тройка таких, "не от мира сего", и могла где-то завестись, но потом как-то очень быстро превращались в Сергея Макарова из "Полетов во сне и наяву". А "простые парни" все так же стояли на углу и в тайне мечтали о подвиге.
Все — от нас до почти годовалых —
«Толковищу» вели до кровянки,
А в подвалах и полуподвалах
Ребятишкам хотелось под танки.
Не досталось им даже по пуле,
В «ремеслухе» — живи да тужи:
Ни дерзнуть, ни рискнуть… Но рискнули
Из напильников делать ножи.
И через десяток лет любимая Советская Родина предоставила таким, как они, эту возможность. В Афганистане.
Пишите комментарии. Подписывайтесь на наш канал. Ставьте лайки.