Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Сталин и религия: прагматическая политика или перемена курса?

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса в революционную деятельность, оставшись духовно равнодушным человеком (С. Болотов. Сталин и церковь: пять фактов. https://foma.ru/pyat-mifov-o-pravoslavnom-staline.html )

После Октябрьской революции и объявленного большевиками курса на построение атеистического общества Русская православная церковь хоть и не была поставлена вне закона, но была лишена всякой защиты и поддержки. Усилилось административное и финансовое давление на РПЦ: священники и другие «служители религиозных культов» были приравнены к кустарям и «лицам, занимающимся свободными профессиями», и платили подоходный налог размером до 81%. ( https://histrf.ru/biblioteka/b/pravoslavnaia-amnistiia-ili-kak-stalin-vozrodil-tsierkov ) Думаю, сейчас эта акция получила бы полную поддержку населения РФ!

В 1923 г. при участии Сталина постановлением Политбюро был принят сценарий ведения процесса Патриарха Тихона. Было вынесено постановление о предъявлении святителю Тихону и его подельникам обвинений по статьям о «контрреволюционной деятельности», что делало возможным расстрельные приговоры, Патриарх заключён под стражу (Политбюро и Церковь. Архивы Кремля. М., 1997. Кн. 1.)

После появления среди священников тех, кто готов сотрудничать с властью («обновленцев»), Сталин осторожно вёл к расколу церкви: «…сообщаю решение [с] созывом поместного собора не торопиться, затянуть процесс раскола церкви, дать основательно разодраться отцам церкви и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения».

С 1925 г. активно действовал «Союз воинствующих безбожников», который вел агрессивную пропаганду атеизма, пользовавшийся поддержкой на партийно-государственном уровне и проводивший официальную атеистическую политику. ( https://histrf.ru/biblioteka/b/pravoslavnaia-amnistiia-ili-kak-stalin-vozrodil-tsierkov )

В результате всех этих усилий советской власти к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной. Существенная часть иерархов и священников была арестована и осуждена под разными предлогами, а немалая часть храмов — закрыта или изъята в пользу государства.

В 1917 г . обычно указывается лишь приблизительное количество храмов – «около» или «почти» 78 тыс. К 1941 году на территории СССР действовали порядка 3800 православных приходов всех ориентаций, из которых подавляющая часть – более 3300 – находилась на территориях, только что присоединенных к Советскому Союзу. Наверно, это можно назвать словом погром ?! К октябрю 1941 года в СССР осталось всего семеро официально действующих архиепископов (в 1917 г. – 24 архиепископа); к тому же с 1925 года православная церковь в России не имела возможности избрать патриарха (https://histrf.ru/biblioteka/b/pravoslavnaia-amnistiia-ili-kak-stalin-vozrodil-tsierkov )

Символом отношения партии к церкви стал взрыв храма Христа Спасителя
Символом отношения партии к церкви стал взрыв храма Христа Спасителя

Но нужно помнить: в конце 1992-го года известного «борца с тоталитаризмом» А. Яковлева назначили главой правительственной Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. Яковлев решил сообщить общественности количество репрессированного духовенства. Вместо того, чтобы долго и скучно и рыться в архивах, он обратился за справкой к Православному Свято-Тихоновскому богословскому институту.

Там тоже не знали, сколько именно человек было репрессировано, но «обобщённо» рассчитали, что за веру было в 1937 году было арестовано 136.900, из них расстреляно – 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно – 21.500; в 1939 году арестовано 1.500, расстреляно – 900; в 1940 году арестовано 5.100, расстреляно – 1.100; в 1941 году арестовано 4.000, расстреляно – 1.900, и так далее. В конце концов получилось, что репрессированных больше, чем было священников до революции!

И всё же репрессии 1930-х гг. унесли жизни многих православных священнослужителей и мирян. А ещё в это страшное время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книг религиозного содержания и множество икон . Теперь понятно, почему сейчас мы имеем именно такую церковь?!

Перемены сталинской политики по отношению к православной церкви, которые начались в годы войны, связаны с тем, что церковь оказалась в центре борьбы: немцы на оккупированных территориях демонстративно открывали храмы, искали (и порой успешно находили!) контакты со священниками, зато в Советском Союзе по призыву отцов церкви в храмах, уцелевших после революционных гонений, молились о победе русского оружия и собирали средства на поддержку Красной армии.

Кроме того, участились контакты советских представителей (дипломатов, военных) с западными союзниками, которые, может быть, не отличались особой набожностью, но воспринимали советский атеизм и богоборчество как нечто весьма нецивилизованное, нереспектабельное: «Джентльмен может не верить в бога, но не может поджечь храм!» Важным аргументом в пользу изменения отношений государства с церковью могло стать и внешнеполитическое давление: накануне Тегеранской конференции Сталину требовалось сделать все, чтобы заручиться поддержкой союзников и иметь возможность выдвинуть им свои требования, а на Западе почти впрямую увязывали помощь СССР с решением вопроса о религии и свободе совести в Советском Союзе.

Доктор исторических наук, директор государственного архива РФ С.В.Мироненко считает: «Сталин был абсолютный прагматик, абсолютный циник. И для него Церковь была удобным оружием». ( Шкаровский М. Сталинская религиозная политика и Русская Православная Церковь в 1943 – 1953 гг. https://elibrary.ru/item.asp?id=29327632 )

И опять прекрасный символ!
И опять прекрасный символ!

После победного окончания Второй мировой войны открылась заманчивая возможность выхода к Босфору с установлением протектората СССР над европейскими территориями, которые были в XV в. захвачены турками. Для этого не помешает поддержка восточных патриархов, а СССР, к сожалению, уже снискал репутацию жестокого гонителя православия, вот поворот к церковности должен был восстановить авторитет страны и в этом вопросе.

Но в 1948 г. резкое падает заинтересованность властей в международных акциях Русской Церкви, переключилось внимание Сталина к новому витку внутриполитической борьбы, чисток и репрессий, пришлось делать уступки части партийного аппарата, не понимающей и не приемлющей послаблений Церкви. Как только острая заинтересованность пропала, с осени 1948 г. и до смерти И. Сталина правительство не разрешило открыть ни одного храма, закрылись храмы, открытые на бывших оккупированных территориях, возобновились аресты священнослужителей.

А потом пришёл Хрущёв и полностью зажал все гайки.