Тему этой публикации «подсказал» показ по телеканалу «Звезда» одного из моих любимых фильмов о ВОВ – «На войне как на войне» (режиссер В. Трегубович, 1968 г.).
Честно признаюсь, готов раз за разом пересматривать эту неброскую, черно-белую картину про боевую и будничную жизнь экипажа «самоходки» во главе с юным командиром – младшим лейтенантом Малешкиным (актер Кононов).
Получилось честное, милое, где-то смешное, в чем-то трагичное кино, в котором искренне веришь и реальному сюжету, и простым, истинно русским персонажам. Скромным героям минувшей страшной войны…
Во многом это объясняется тем, что сценарий фильма написал по своей одноименной книге писатель-фронтовик Виктор Курочкин, сам бывший во время войны молодым и героическим командиром самоходной установки СУ-85…
Просмотр старого фильма, главным героем которого, наряду с людьми, стала боевая машина, вернула меня к впечатлениям от другой картины о войне, с немного другим сюжетом, но также про экипаж.
Это я о нашумевшем в 2019 г. современном, цветном боевике – «Т-34» (режиссер А. Сидоров).
Посмотрел его сразу, после выхода на экраны, в кинотеатре, атакованный с телеящика «агрессивно-позитивной» рекламой фильма (трейлер «Т-34» крутился по российским телеканалам чуть не с полгода ранее).
Честно признаюсь, хотя смотрел вариант «Т-34» без стереоизображения, все остальное (цвет, звуковые эффекты и т.п.) доставило мне как зрителю массу неизгладимых впечатлений.
Как профессионал скажу так: отечественный фильм снят классно, на уровне лучших зарубежных (естественно, американских) блокбастеров. И сюжет закручен лихо, и операторская работа на уровне, и всякие там компьютерные штучки-дрючки поражают.
А главный «герой» фильма - сам танк лично для меня стал еще большей легендой минувшей войны.
Другое дело, что, в отличие от некоторых других, второй раз смотреть это красивое кино про страшную войну я наверняка не буду, да и во время просмотра поводов смахнуть слезу у меня так и не нашлось (хотя по старости такое нынче случается чаще). Почему?
Война есть война! Это ужас, страдания, смерть...
И, на мой взгляд, она априори не может быть красивой, даже в художественном изображении.
Навскидку, возьму лагерные эпизоды из нынешнего цветного и красочного «Т-34».
Как не крути, но даже ужасный немецкий концлагерь и его «обитатели» в цветном, ярком изображении - военнопленные в полосатых робах, на мой взгляд, получились в фильме больше похожими…на отдыхающих в "стильных «пижамах", с сытыми, пусть и чумазыми (для эффекта) лицами…
Хотя, современный, успешно «прошагавший» по кинозалам страны «Т-34», по большому счету, своеобразный римейк фильма советской поры «Жаворонок» (режиссеры Н. Курихин, Л. Менакер, 1965 г.). Кстати, также черно-белого, и более реалистичного и трагичного по финалу.
Для тех, кто не видел это кино, вкратце...
Там также сюжет построен возле «Т-34», на котором немцы на полигоне проверяли бронебойность своих пушек. А его экипаж (также составленный из наших пленных) надурив фрицев ложным попаданием (запалив ведро с соляркой) также вырывается на просторы «великой» Германии и колесит по округе, пугая и устрашая фрицев.
Впрочем, конец того старого фильма куда более правдив, без мифических, весьма неправдоподобных аллегорий нынешнего «Т-34»! Командир «сбежавшего» танка, отправив своих бойцов искать счастье в побеге, погибает от автоматной очереди фашиста, выскочив из гусеничной машины, чтобы убрать с дороги выскочившего немецкого мальчика...
А посему, нынешний супернавороченный и цветной вариант «Жаворонка» больше погож на героическую военную киносказку, в которой для наших все складывается как по маслу.
Приведу все пару примеров.
Вроде бы умные и типажные немцы, притащив с поля боя целехонькую, без пробоин, последнюю модель «Т-34» с погибшим экипажем внутри?..(задохнулись, наверное, от угарного газа...), почему-то не проверили его на наличие оставшихся снарядов под трупами...
А хитрющая девушка-переводчик, умудрившись похитить карту местности (обдурив зашедшего немца в кабинет тем, что якобы переспала с офицером...), тут же ...оказывается с ней прямо-таки на пути «сбежавшего» с полигона танка, чтобы затем последовать с его экипажем по немецким тылам...
И так далее, и тому подобное...
По большому счету, опять-таки, на мой взгляд, достаточно искусственным выглядит в картине необязательный любовный эпизод... Благо, что режиссеру хватило вкуса и выдержки показать сцену у ночного немецкого озера без обычной ныне в российском кино обнаженки...
И все же. Какими быть сегодня фильмам о Великой Отечественной войне?
В этом плане, я - горячий поклонник и сторонник таких известных черно - белых киношедевров про войну как упомянутый «На войне как на войне», а также таких картин как «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Проверка на дорогах», "Отец солдата" и некоторых других. Из отечественных военных фильмов, снятых в цвете, готов пересматривать – «Торпедоносцы», «В августе 44-го».. В основе которых заложена правдивая литературная составляющая о минувшей, жестокой и совсем не красивой войне...
А как считаете Вы, мои уважаемые подписчики и читатели?
Жду отзывов и комментариев, и подписывайтесь на мой канал!