Найти тему

Маркетинг услуг учебного центра (кейс-стади одного проекта)

Творческим коллективом Научного парка Поволжского межрегиональ­ного учебного центра (далее ПМУЦ) Минтруда России в 1998 году было проведено «Изучение потребностей органов труда и занятости в информаци­онным, методическом и кадровом обеспечении» (исследование служб заня­тости Саратовской области). По своему смыслу это исследование является маркетинговым, которые было задумано руководством учебного центра для выявления самых необходимых и насущных потребностей руководства орга­нов труда и занятости. По результатам опроса стал издаваться общероссий­ский журнал «Человеческие ресурсы», ежеквартальный «Информационный бюллетень», были намечены стратегические цели в подготовке методический пособий, а также намечены планы по проведению повышению квалификации сотрудников служб занятости, органов труда и учебных центров в Саратов­ской области и Поволжском регионе.

Интересно как был составлен исследовательский инструментарий. Ка­ждый руководитель отдела Научного парка и заведующий кафедрой факуль­тета социальных технологий подготовил и принес в отдел социологических исследований свою часть опросника, связанного с профилем своей деятель­ности. Социологи учебного центра при активном участии автора обобщили этот материал в единый инструментарий 1 .

Результаты изучения потребностей служб занятости . В целом уро­вень информационного обеспечения нормативными документами Минтруда у районных подразделений службы занятости Саратовской области на мо­мент исследования был достаточно высок: "имеют некоторые документы" 73% руководителей, остальные "имеют все документы" - 27%. Уровень ин­формированности о деятельности территориальных органов занятости По­волжского региона преимущественно средний (52%) и низкий (32%). Воз­можно, такие результаты показывают высокую индифферентность руководи­телей служб занятости по Саратовской области к деловым контактам со своими коллегами.

Ответы показывают частичную или полную (соответственно в 72 и 20%) общую удовлетворенность методической обеспеченностью работы своей службы. Квалификацию своих сотрудников руководители оценивают как "достаточную" или "частично достаточную" (62% и 33%). Этот блок по характеристике своей деятельности показывает отсутствие каких-либо серь­езных проблем в деятельности районных подразделений служб занятости (далее СЗ), а также слабую потребность в солидаризации.

Научно-методические материалы, имеющиеся в распоряжении СЗ, разра­ботаны областной службой (100%), учебными и научными подразделе­ниями областного центра (32%), своей службой и учреждениями Москвы (по 20%).

Нам кажется, интересы ПМУЦ состоят в расширении обеспеченности своими материалами районных служб занятости, а также в унификации и по­мощи в разработке местных материалов СЗ. Это можно делать через активи­зацию работы со СЗ через семинары и в уточнении потребностей в методи­ческой продукции с дальнейшей целью удовлетворения этой потребности.

Главной задачей СЗ по их мнению является трудоустройство незанятых граждан, далее - организация профессиональной ориентации, затем органи­зация профессионального обучения безработных и изучение рынка труда. По мнению руководителей, главными проблемами в деятельности СЗ являются (даются в иерархическом порядке): трудоустройство молодежи; трудоуст­ройство женщин; трудоустройство длительно неработающих; активизация длительно неработающих; выявление реального банка вакансий и другие (19 проблем). Данные проблемы почти повторяют проблемы, которые изуча­ются на местах, в районных СЗ: трудоустройство молодежи; трудоустройство длительно неработающих; выявление реального банка вакансий; трудоуст­ройство женщин; активизация длительно неработающих.

Интересно, что социологические исследования рынка труда самостоя­тельно проводило почти половина подразделений (точнее 42%). Причем по­давляющее большинство региональных СЗ осуществляло их самостоятельно - 89%. Это наталкивает нас на рекомендацию о проведении унификации в инструментариях социологических исследований, и применять социологиче­ское изучение рынка труда периодически и регулярно.

Тематика научно-методических материалов, в порядке снижения практи­ческого интереса, выделенная руководителями районных служб заня­тости, следующая: 1.выявление перспективных специальностей для обуче­ния; 2.определение эффективности профобучения; 2.социологические иссле­дования состояния и прогноза рынка труда; 4.выявление реального банка ва­кансий. 5.изучение потребности в профобучении незанятых граждан; 6.особенности социального и профессионального консультирования (в част­ности, молодежи, женщин); 7.изучения профессиональных предпочтений (престижность профессий, трудовые ценностные ориентации). 8.профессионально-психологический отбор и распределение по профессиям (методики профконсультирования клиентов СЗ; компьютеризация психо(физио)диагностических методик); 9.молодежь и женщины в сфере предпринимательской деятельности; 10.социально - профессиональные ас­пекты формирования адаптационного потенциала молодежи и женщин в со­временных условиях; 11.социальные аспекты профессионального обучения и переподготовки; 11.психологическая поддержка; 13.формирование социаль­ной компетентности в сфере труда; 14.адаптационная функция профессио­нальной ориентации; 15.использование элементов социального управления в профориентационной работе; 16.формирование активных поведенческих стратегий в сфере трудовой деятельности через социальное обучение и пси­хологическое консультирование; 17.психопрофилактика психосоматических заболеваний безработных.

По приводимым ниже материалам у служб занятости на местах есть собственные разработки. Заметим, что мало кто ответил на этот вопрос. Ие­рархия такая: 1.результаты социологич-х исслед-й состояния и прогноза рынка труда (спрос, предложение раб. силы, профессион-й срез безработ­ных); 1.аналитические обзоры по проблемам занятости; 3.особенности соци­ального и профессионального консультирования (в частности, молодежи, женщин). 4.выявление реального банка вакансий; 4.психологическая под­держка; 6.молодежь и женщины в сфере предпринимательской деятельности; 7.методика определения перспективных специальностей для обучения; 7.методика организации профобучения; 7.методика изучения профессио­нальных предпочтений (престижность профессий, трудовые ценностные ориентации). 7.социально-профессиональные аспекты формирования адапта­ционного потенциала молодежи и женщин в современных условиях; 7.психопрофилактика психосоматических заболеваний социально-дезадап­тационных безработных; 7.профессионально-психологический отбор и ра­циональное распределение по профессиям (методики профконсультирования клиентов СЗ; компьютеризация психодиагностических методик и психофи­зиологической диагностики профессиональных способностей.

По следующим направлениям собственных разработок на местах нет: методика оценки потребности в профобучении незанятых граждан; методика определения эффективности профобучения; программа социологического изучения проблем занятости и безработицы; изучение динамики социальных структур; социальные аспекты профобучения и переподготовки; адаптаци­онная функция профессиональной ориентации; формирование социальной компетентности в сфере труда; формирование активных поведенческих стра­тегий в сфере трудовой деятельности средствами социального обучения и социально-психологического консультирования; использование элементов социального управления в профориентационной работе. Указанные собст­венные разработки подразделений СЗ области могут дать материал для об­суждения, проведения семинаров и рабочих контактов со специалистами по этим проблемам.

ПМУЦ следует ориентироваться при подготовке материалов для район­ных СЗ преимущественно на традиционную форму печатной продукции, но одновременно можно применять и магнитные носители. Причем среднее число экземпляров необходимых для их работы равняется 3,4, что примерно соответствует половине среднего числа сотрудников-служащих подразделе­ний на местах (их число 8,5 чел.) плюс экземпляр для руководителя.

Более половины руководителей (54%) считают, что постоянно действую­щий семинар для специалистов учебных центров Поволжского ре­гиона необходим, при этом 31% руководителей затруднились с ответом на этот вопрос, нам кажется их можно попытаться убедить в его необходимости.

Все опрошенные поддержали необходимость выпуска периодического научно-методического информационно-аналитического регионального жур­нала. Поддержали необходимость дистанционного обучения специалистов СЗ только 40%. Однако, то что более половины - 53% - затруднились с отве­том на этот вопрос показывает необходимость развертывания широкой озна­комительной и рекламной компании по этому виду обучения.

Формы совместной деятельности, представляющие интерес и практиче­ское значение, по-мнению руководителей СЗ (они показаны в по­рядке падения интереса): 1/2.проведение конференций, семинаров по ана­лизу, обобщению передового опыта в учебных центрах и службах занятости Поволжья. 1/2.овладение навыками работы на компьютере, компьютеризация учебно-программной документации; 3.проведение психологич-х обучающих и коррекцион ных учебных семинаров-тренингов работников СЗ. 4.рабочие контакты, командировки работников научно-методических отделов с целью изучения опыта работы в учебных центрах Поволжья. 4.рассылка между ор­ганизациями труда и занятости учебно-научно-методической литературы. 6.создание межрегионального банка учебно-программной документации по обучению незанятого населения и безработных. 7.рассылка новых вариантов учебных программ, тематических планов по различным специальностям. 8.создание единой региональной системы по совершенствованию профори­ентационной работы. 9.особенности педагогической и психологической дея­тельности в работе с незанятым населением. 10.издание информационного бюллетеня научно-методической работы учебных центров Поволжья. 11.теория и практика методической работы: ее специфика в учебных центрах по обучению безработных и незанятого населения; 12.проведение совмест­ных региональных социологических исследований по актуальным проблем труда и занятости. 13.унификация работы клубов ищущих работу по единым методикам. 14.организация единой региональной системы профессионально-психологического отбора при направлении безработных в учебные центры на переобучение. 15.организация региональных выставок научно-методической продукции учебных центров и служб занятости Поволжья.

Среднее количество сотрудников районных представительств СЗ 8,5 человек. Имеют среднее образование - 1,3 человека, среднее специальное - 3,1 человека, высшее образование - 5,1 человека. В среднем сотрудники имеют следующие виды образования: техническое - 2,3 человека, естествен­ное - 1,7 человека, экономическое - 2,5 человека, гуманитарное - 2,6 чело­века, 2,6 человека - другое.

Обучение и повышение квалификации специалисты СЗ проходили в ПМУЦ (больше всего - 64%), а также в Москве на курсах повышения квали­фикации, в Институте повышения квалификации, центре занятости, и в Са­ратовском областном комитете занятости населения и в других местах. В ре­зультате обучения сотрудники СЗ получили преимущественно удостоверения и дипломы.

Специалисты районных центров занятости повышали свою квалифика­цию по следующим направлениям (в порядке снижения количества по сфор­мулированным направлениям): 1.социальная работа с безработными. 1.другое. 3.организация профобучения безработных. 4.технология профкон­сультирования. 4.психологические аспекты профконсультирования. 4.социология рынка труда и занятости. 7.организация профориентации. 8.профессиональная психодиагностика. 9.психокоррекция и психологическая поддержка. 10.организация клуба ищущих работу.

На местах существует необходимость в обучении сотрудников по этим же специальностям (в порядке снижения численности): 1. социальная работа с безработными (2,2 человека). 2. социология рынка труда и занятости (2,1). 3. психологические аспекты профконсультирования (1,3). 4. психокоррекция и психологическая поддержка (1,25). 4. групповая профориентация (1,25). 4. технология профконсультирования (1,25). 7. профессиональная психодиагно­стика (1). 7. организация клуба ищущих работу (1). 7. организация профобу­чения безработных (1). ВСЕГО: 690 человек.

Если считать, что в нашей области около 50 подразделений СЗ и 5 спе­циализированных центров занятости, то потенциальный контингент для обучения необходимо увеличить от среднего суммарного числа по разным специальностям в 55 раз (данные приведены во втором столбце таблицы). Заметим, что реальная цифра людей для повышения квалификации значи­тельно меньше 690 человек из разной потребности в данных специалистах по СЗ.

Потребность учреждений СЗ в обучении своих сотрудников по пер­вому и второму высшему образованию имеет следующий вид: имеется по­требность в обучении по специальностям юриста (69%), организатор проф­ориентации (64%), социальный работник (63%), экономист (57%), менеджер социально-трудовой сферы (50%). По специальности организатор профо­бучения 57% руководителей считают, что в обучении нет необходимости. Количественная потребность в обучении по этим специальностям указана в таблице: 1.юрист (1,2 человека в среднем). 2.организатор профориентации (1,14). 3.социальный работник (1,5). 4.экономист (1,25). 5.менеджер соци­ально-трудовой сферы (1,25). ВСЕГО: 348,7 человек

Существует невысокая потребность в обучении и повышении квалифика­ции специалистов-консультантов по трудоустройству (50%). Среднее количество обучаемых по службам занятости 2,11 человека, следо­вательно, общая оценка численности обучаемых по этой специальности со­ставляет 116 человек. Как видно из этих цифр, есть потребность в органах занятости по Саратовской области в обучении по разным специальностям, однако практически нет возможности оплачивать обучение своих сотрудни­ков (83%).

Переходим к вопросу отслеживания эффективности научно-методиче­ской продукции, разработанной Поволжским межрегиональным учебным центром. Были получены данные по имеющейся продукции ПМУЦ у подраз­делений СЗ и в их потребности. Обеспеченность литературой каждого на­именования подразделений СЗ по Саратовской области составляет от 36% и ниже. Среднее число экземпляров, приходящееся на одно подразделение СЗ, равняется 5. Среди получивших наибольшее распространение в области вы­деляются: Комплекс методик для профориентационной работы со школьни­ками. Методика составления профессиограмм. Занятость в России: Мате­риалы...конференции (август 1995). Профессиограмма бухгалтера. Деготь, Кривошеев. Предпринимательская деятельность в системе. Профориентация в службе занятости: Справ.пособие.

В следующих СЗ, из числа давших нам сведения, нет ни одного экземп­ляра литературы, подготовленной в ПМУЦ: Аркадакский, Советский, Саратовский ЦЗ Молодежи, Вольский, Новоузенский, Татищевский, пос. Светлый, Пугачевский, Самойловский.

Выводы: По результатам этого маркетинга услуг руководством центра была разработана и реализована программа по обеспечению кадровыми и ме­тодическими услугами учебных центров и служб занятости Саратовской об­ласти, Поволжского региона, а также были разработаны предложения выше­стоящим органам – Минтруду России и Правительству Саратовской области. Был организован Факультет социальных технологий социально-трудовой сферы в ПМУЦ. В рамках его деятельности была организована система не­прерывного обучения сотрудников государственной службы занятости и учебных центров в Поволжском регионе, в рамках которой организовывались выездные занятия по выявленным темам и направлениям. Стали системати­чески проводиться семинары, конференции. Отдельно стоит упомянуть соз­дание Координационного совета по проблемам занятости в Поволжском ре­гионе. Была организована веб-страничка ПМУЦ, включающая в себя направ­ления работы центра, журнал Человеческие ресурсы, Дистанционное образо­вание, материалы, выпущенные местным издательством и прочее.

Все это свидетельствует об успешности проведения маркетингового ис­следования услуг учебного центра, а правильной стратегии менеджеров учебного центра. Была попытка распространить этот исследовательский опыт на Поволжский регион, для чего руководством ПМУЦ инициировалась и до­казывалась необходимость осуществления подобного маркетингового иссле­дования в Поволжском регионе Минтруду России.

1 Автор возглавлял отдел социологических исследований.