К материалам дела о гибели туристов была подшита статья о необычном небесном явлении, напечатанная в газете «Тагильский рабочий» во второй половине февраля 1959 г. А. Киссель, заместитель начальника связи Высогороского рудника, пишет о том, что «на востоке-юго-востоке на высоте 20 градусов от горизонта появился светящийся шар размером с видимый диаметр Луны».
Невольно вспомнилось, что где-то уже доводилось читать об огненных шарах. Копание в памяти затянулось на несколько дней, поэтому только сегодня продолжаю историю о небесных телах неясной этиологии. А читала на эту тему у Анатолия Гущина в очерке «Цена гостайны – девять жизней»:
« Кстати, это единственная заметка об НЛО в уральском небе, которая просочилась в областную прессу в 1959 году. Зато вскоре после похорон первых пятерых дятловцев, точнее 29 марта, в «Уральском рабочем» появилась небольшая заметка «Огненные шары» о загадочном явлении, якобы имевшем место в совершенно другой части планеты: «Жители Новой Зеландии были свидетелями необычного явления: два больших огненных шара пронеслись над южной частью северного острова Новой Зеландии. Один из них упал в море на расстоянии 80 – 140 километров к востоку от Веллингтона… ».
И вот после упоминания Новой Зеландии не могла не вспомнить общеизвестную историю с писателем Евгением Петровым (соавтором «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка»). Он коллекционировал конверты от своих же писем. Схема получения таких конвертов была проста – он придумывал адрес, адресата, надписывал на конверте и отправлял в какую-нибудь страну. Само собой разумеется, через некоторое время письмо возвращалось с множеством различных иностранных почтовых штемпелей. И указанием о несуществующем адресате или адресе.
Но однажды, после того как весной 1939 года Петров отправил по своей схеме письмо в Новую Зеландию по придуманному им адресу город Хайдбердвилл, улица Райтбич, дом 7, Мериллу Оджину Уэйзли, следующего содержания:
«Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита…и т. д. Твой Евгений», в августе месяце вместо обычного конверта с иностранными штемпелями пришел ответ от Мерилла: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами…».
Петров в Новой Зеландии никогда не был. Представьте его удивление, когда он увидел на присланной фотографии самого себя в объятьях незнакомого мужчины. На фотографии была указана дата 9 октября 1938 года. Именно тогда Петров болел воспалением легких и несколько дней был в бессознательном состоянии…
Вы ведь уже догадались, кто перлюстрировал корреспонденцию, посылаемую за рубеж. И кто был способен на подобную мистификацию. И вот Новая Зеландия опять всплывает в деле об огненных шарах. Эдакая притча во языцех.
Но помимо Новой Зеландии общее между историей Евгения Петрова и рассказом Анатолия Гущина о дятловцах всё же есть.
В 1942 году Евгений Петров, будучи военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро», летел на самолете из Севастополя в Москву. В Ростовской области этот самолет разбился.
Анатолий Гущин в своем очерке пишет:
«Были у меня в Ивделе знакомые вертолетчики — Гладырев, Стрельник и Гагарин. Отчаянные ребята. Машину могли посадить даже во дворе у местных жителей. Где-то вскоре после гибели ребят получаю сообщение: охотник Епанчиков нашел в тайге какую-то странную «железяку». Садимся в вертолет, летим к нему. Действительно, любопытная была железяка. Но следствие она не заинтересовала. Кстати, вскоре этот прекрасный экипаж вертолетчиков разбился в горах, все погибли. Было такое ощущение, что именно смерть дятловцев потянула за собой целую цепочку других смертей».
И в завершение еще немного о летчиках. На страничке активного участника группы дятловедов М. Пискаревой наряду с прочей важной информацией нашла интервью с Е.И. Постоноговым, в котором он отвечает на вопросы участников сообщества «Перевал группы Дятлова соц. сети контакт» .
Оба брата Постоноговых Евгений и Юрий в прошлом – летчики. Так вот из этого интервью выяснилось, что буквально в декабре 1958 года Евгений Иванович ходил с Золотаревым в так называемый инструкторский поход. Группа попала в тяжелые погодные условия (-50 градусов).
"Сразу после этого похода, числа 28 декабря, Семен Золотарев уехал в Свердловск, договорился с 'упьяновыми', т. е. с кем-то из УПИ. Я не знаю, уволился он или нет, он не говорил нам о своих планах на будущее. Про маму его ничего не знаю. Нет, о семье и родственниках Семен нам не рассказывал. Как-то поводов таких не было. И о фронте тоже не говорил."
Поговаривают, что в свидетельстве о смерти Золотарева стоит 1958 год. Погиб в походе.
Что касается Новой Зеландии, то Кук в своем кругосветном плавании в 1768-1771 гг. доказал, что она состоит из двух островов.