"Мастер и Маргарита" - одно из известнейших произведений, созданных М.А.Булгаковым, для которого автор отдал всю силу своего таланта.
История создания
История создания романа полна трудностей. Мастер начал писать ее еще в 1928 г., однако так и не закончил. Это сделала его овдовевшая жена, используя черновики писателя.
В истории написания «Мастера и Маргариты» существует множество «белых пятен». Неизвестно откуда появилась идея произведения и его образы.
В изначальной версии романа все страницы были посвящены истории Христа и прокуратора, а места для мастера и Маргариты там не нашлось. Однако именно последние герои сделали произведение таким гуманным и привлекающим. Поэтому автор до конца жизни вносил правки, часто меняя название романа: «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный маг» и лишь в 1937 г. роман пробрел название «Мастер и Маргарита».
«Рукописи не горят»
Эта фраза запоминается после первого прочтения романа. И на самом деле она довольна символична.
Весной 1930 г. М.Булгаков сжег первую версию произведения. А позже в уже написанном романе тоже самое сделает главный герой, роман которого восстановит Воланд, произнеся: «Рукописи не горят».
Сам же Булгаков спустя 2 года восстановил работу над «Мастером и Маргаритой», используя уцелевшие записи начальной версии.
История романа после смерти М.А.Булгакова
Елена Сергеевна Булгакова, жена автора, вложила много сил в редактирование и окончательные правки романа, ставшего для нее смыслом жизни. Однако произведение запретили. Оно было слишком прогрессивным для своего времени.
Но уже в 1967 г., отредактированная версия романа была издана журналом «Москва», после чего в 1969 г. в Германии оригинальный вариант произведения был издан журналом «Посев». И лишь в 1973 г. власти Советского союза дали разрешение опубликовать неотредактированную версию романа.
Композиция и суть романа
«Мастер и Маргарита» - роман в романе. Сюжет делится на 2 слоя: сам роман и произведение главного героя, вводящего новых персонажей, времена и основные события.
Произведение имеет огромное количество сюжетных линий, запутаться в которых не составляет труда, затрагивает множество острых проблем, таких как трусость (автор называет ее главным пороком человека), любовь (в романе это постоянная борьба) и вера (особенно остро она раскрывается во фразе Воланда: «Каждому воздасться по его вере). Также автор рассматривает темы противостояния добра и зла и разоблачает человеческие пороки (алчность, лицемерие, невежество и многие другие).
Булгаков стремился показать, что такие понятия, как добро и зло, трусость и отвага, любовь и ненависть, искажаются для человека под влиянием недостатка ума и опыта, возможно, из-за определенных жизненных обстоятельств. Однако, не зависимо от ситуации, каждый обязан задумываться о последствии его поступков и истинном положении вещей.