Найти тему
Набрано в Apple Notes

Тренд как утомительное изобилие однообразия

Я начинаю подозревать, что подобно болевому порогу, у всякого человека есть ещё и “порог насыщения”. Точка, в которой становится достаточно и больше не хочется: общения, работы, хобби, информации.

Как ребёнок, зависящий от сбалансированного распорядка дня, я верна своим предпочтениям касательно приёмов пищи, отхода ко сну, уборке, готовке и времени под другие занятия. Изо дня в день, по одной схеме, с незначительными вариациями.

В остальном же, мне всё быстро надоедает. Это приводит к тому, что начинаешь замечать паттерны и тренды.

Например, я знаю, что, в какой бы ресторан в городе ни пришла, я всегда найду в меню: стейк, бургер, цезарь, что-то с рукколой, чизкейк, кремовый суп, сэндвич, американо, латте, пять видов сиропов, “авторский” чай, пасту, пиццу, сырную тарелку, и, почти наверняка, роллы.

По аналогии, открыв список выпусков какого-нибудь подкаста, я всегда найду что-то о: тревожности, экологичном образе жизни, искусственном интеллекте, персональных финансах и подушке безопасности, личных границах, влиянии соц.сетей, идеи счастья и осознанности, феминизме и разделении обязанностей, стартапах, саморазвитии и прессинге от вездесущих коучей, ковиде и о том, как он изменил мир.

Если я ещё раз случайно включу эпизод на тему тайм-менеджмента, мой мозг начнёт “тошнить”.

Может, поэтом Дзен настаивает на том, чтобы канал был посвящён чему-то узко-специализированному, чтобы он получил продвижение. Потому что уже год-два мы мусолим одни и те же темы.

Много творцов, мало демиургов

Копирайтинг вышел за границы общепринятого текста. Он в современной музыке и клипах, в подкастах и на конференциях. Чем старше эстрадная звезда, тем больше тряпок и лоска на ней (нём) надето. Как на Елизавете I, которая прятала старость под белилами, парчой и драгоценностями. У каждой попсовой певицы должна быть ультра-современная строчка про социальные сети в песне, что-нибудь вызывающе-отвратительное с едой в клипе, и карлик (ни в коем случае не хочу оскорбить, но тенденция заметна).

Создаётся впечатление, что существует некий чек-лист тем и атрибутов. Создатели контента так или иначе обращаются к этому чек-листу и наполняют свои странички, тексты и сторис всем необходимым.

Суть в том, что аудитория огромна. И количество творцов огромно. Все эти творцы делают одно и то же, но, кажется, немножечко по-своему, и на “своего” потребителя.

Одни и те же темы циркулируют, куда бы ты ни пошёл, а ты видишь их и думаешь “Вселенная даёт мне знак!”. Таргетированная реклама и тренды радостно соглашаются и накладывают ещё.

Есть примеры совершенно особенных каналов и сайтов, но их, как настоящего жемчуга, единицы на тысячи. Я обожаю подкаст “Закат империи”. Андрей, его создатель и ведущий, подаёт информацию интересно, с юморков, а главное - рассказывает ту версию истории дореволюционной России, о которой я вряд ли когда-либо узнала бы так легко (особенно ввиду того, что живу в молодой постсоветской республике). Для сравнения, Labelcom Podcast с их рубрикой “История на ночь” выезжает на забавной подаче и добавлении персональных трактовок, даже тогда, когда рассказывает про Аттилу, который, мягко скажем, персонаж старый и стрёмный.

Следуй рецепту

Если я скажу, что у популярности есть рецепт, любой продюсер будет вполне прав снисходительно плюнуть. Главная дилемма последних лет: полетит или не полетит? Очевидно, что в основе хайпа и популярности лежит нечто большее, чем соответствие гайдам по раскрутке.

С другой стороны, все стейки готовятся по примерно одной и той же технологии, и результат будет зависеть уже от качества мяса, количества специй, температуры, выдержки… Но кусок мяса, сковорода и соль будут обязательно. То же самое с контентом. Я знаю, что обязательно услышу о страничке в соц-сетях, о телеграмм-канале, о “пишите нам свои вопросы, ставьте лайки в iTunes”, “у нас конкурс!” и наткнусь на эпизод с резким мнением о чём-то, явно высказанным для активации несогласных.

-2

Вечное противодействие качества и количества

Хочешь много просмотров - снимай видосики на хайповую тему. Это тебе объяснят и на ютубе, и в тиктоке. Причём, не простой снимай, а снимай много, как можно больше. Как на конвейере. Ставка - доллар за двести коробок. Но только если коробки сделаны хорошо.

Ты открываешь ленту, и можно начинать раскладывать эти коробки по комнатам: котики, политика, песни морячков...

Красивая графика, свет и антураж всё ещё актуальны. Качественное видео может набрать много просмотров - как и любительское видео на тему, которая интересует миллионы. Забавно, что девочка, красящаяся при хорошем свете дешёвой косметикой наберёт больше просмотров, чем профессиональный монтаж каких-нибудь Dior. Ведь тех, кто может позволить себе косметику Dior и визажиста Dior гораздо меньше, чем девочек с дешёвой косметикой.

Алгоритм как бы говорит: твоя подача может быть какой угодно, покуда твой контент набирает просмотры, но ты должен строгать много и часто, чтобы показатели шли вверх. Лично я вижу тут ослов и морковку. При этом, не все вообще в курсе, что это стадо с лошадьми, ослами и кроликами, а морковка одна.

Алгоритмы, да простят меня те, кто знают о них больше моего, производят депрессивный эффект. Кажется, что не такие уж они и умные. Они скачут по хэштегам, цифрам, ещё каким-то параметрам и связям этих параметров, весьма условных, и не знают, как часто авторами были не обозначены главные ключи, и как часто пост был открыть по ошибке или случайности, сколько людей уснули под этот плейлист, и что с нравственной точки зрения продвигать вон то хайповое видео хейтера - социально вредная идея.

Новый тренд - аудиоподача. Clubhouse стартовал не хуже, чем возможность личной радиостанции в прошлом веке. Я услышала о приложении один раз, через час - ещё пять, к концу дня у меня уже было приглашение. Угадайте, какой список предпочтений выдал мне Clubhouse, чтобы определить интересных пользователей? Да. Всё те же пицца, паста, бургер, красный бархат…

Просто возьми что-нибудь новенькое

Существует теория туннельного эффект, которая, на мой взгляд, сильно переплетается с идеей об информационном пузыре. Я выбираю себе подписки, странички, сервисы, и в большой котёл информации, из которого я хаваю каждый день, содержит всё те же ингредиенты. Я не буду читать про стартапы, потому что у меня нет бизнес-жилки, и едва ли стану слушать про взломы и утечки, потому что мне это не интересно. Меня тошнит от ток-шоу, так что и их я не включу.

И что тогда остаётся, если там, где я беру информацию обычно, всё ещё разжёвывают кашицу тренда, а я уже этого наелась? Подписаться на канал по ремонту микроволновых печей?

-3