Найти тему
Установим ГБО

УСТАНОВКА МЕТАНОВОГО И ПРОПАНОВОГО ГБО: РАЗЛИЧИЯ

Оглавление

В прошлый раз мы говорили об отличиях между метаном и пропаном, однако не погружались в технические особенности этих двух альтернативных видов горючего и не разобрались в различиях установки метанового и пропан-бутанового ГБО.
Попробуем изучить этот вопрос сегодня.

Пропан бутановая смесь

Чаще всего пропан-бутановую смесь называют просто «пропаном». Этот газ более доступен и шире распространен в сравнении с метаном. Получается в результате нефтепереработки и реализуется в сжиженном состоянии, благодаря чему имеет название – сжиженный нефтяной газ (или попросту СНГ).

Октановое число пропана колеблется в диапазоне от 95 до 110. Мотор на этом газу функционирует с повышенной степенью сжатия, поэтому увеличивается КПД горючего, а также поднимается температурный режим двигателя внутреннего сгорания.

Расход топлива при использовании пропан-бутановой смеси вырастает где-то на 10-20%, а мощность двигателя падает примерно на 10-15% .

-2

Хранится СНГ в специализированном резервуаре под давлением в 16 атмосфер. Для простоты речи такую емкость обычно зовут баллоном. Он может быть как цилиндрическим, так и тороидальным.

Стенки резервуара, хранящего сжиженный нефтяной газ, доходят до 30-40 кг и имеют толщину до 3 мм. Точные параметры зависят от типа и объема баллона, вместительность которого может достигать 120 литров на авто с большим объемом двигателя.

Резервуары с газом должны регулярно проходить процедуру освидетельствования и располагаться вне краш-зоны. Обычно это область заднего ряда сидений, место запаски или багажник.

При установке пропанового ГБО важную роль играет наличие мультиклапана, выполняющего сразу несколько функций: контролирование заполнения резервуара с газом, стравливание избыточного давления, выступление в качестве запорной арматуры.

-3

Метан

Топливо также носит название сжатого природного газа (СПГ), поскольку оно имеет природное происхождение.

У метана нет ни запаха, ни цвета. Он является простейшим углеводородом, из-за химических характеристик которого хранение и транспортировка газа в жидком состоянии просто невозможны. В связи с этими неудобствами природный газ в среде автолюбителей используется реже, нежели пропан-бутановая смесь.

По этим же самым причинам метан содержится в специальных резервуарах под высоким давлением около 220 атмосфер, стенки которых начинаются с 0,6 см и толще. Чтобы увеличить прочность конструкции, используется бесшовная конструкция баллона. Его вес, в свою очередь, превышает 60 кг, а вот объем газа, хранящегося в них, варьируется в диапазоне всего от 11 до 15 кубометров.

-4

Более того, емкости для природного газа используются только цилиндрические. Крепиться они должны максимально безопасно и тщательно, а в местах возможных трений должны устанавливаться специальные мягкие прокладки.

КПД топлива также отличается: на метане мотор сжигает примерно на 10-20% больше, чем на бензине. Таким образом, 1 куб СПГ равен 1 литру бензина. В связи с этим автомобилям на метановом ГБО приходится использовать сразу несколько достаточно громоздких баллонов.

При этом природный газ имеет меньшую теплоотдачу, а при поступлении в двигатель занимает большой объем в цилиндрах, поэтому снижение мощности на СПГ составляет около 20%.

Большое внимание в случае с метановым ГБО уделяется газовым магистралям, которые должны проходить в специальных вентиляционных рукавах, оснащенных эжектором с выходом в забортное пространство. Оснащенность магистралей должна включать деформационные навивки, предупреждающие разрыв, протирание от вибрации или деформацию в случае аварийной ситуации.

-5

---

Это далеко не все отличия между пропан-бутановой смесью и метаном.

Также к ним относятся:

1.     Степень сжатия . Для СНГ допустимой считается пропорция 11:1, тогда как для природного газа этот показатель равен 13:1. Это при условии того, что значительное увеличение степени сжатия делает использование бензина в качестве горючего невозможным.

2.     Подача газового топлива в обоих случаях достигается за счет мембранных репродукторов: для нефтяного газа подходят одноступенчатые редукторы, для природного – двухступенчатые.

3.     Стоимость газовых редукторов не сильно отличается, однако дело принимает другой оборот, когда речь идет о баллонах . Для метана нужен более прочный бесшовный резервуар, цена за который может доходить до 800$.

4.     Коррекция зажигания требуется для улучшения эффективности работы мотора при использовании ГБО. Из-за более высокого октанового числа газовое топливо горит медленнее, следовательно, зажигать ее понадобится раньше. На 4 поколении ГБО применяется специальное устройство – вариатор УОЗ. Также может производиться перепрограммирование микроконтроллера, а в карбюраторных ДВС делается ручная корректировка трамблера, с помощью которой он смещается в нужный угол.

5.     Установка ГБО . Выносное заправочное устройство (ВЗУ) для метановых установок должно находиться за пределами багажного отделения, т.е. на внешней стороне кузова (обычно это бампер). В случае с пропаном ВЗУ может располагаться где угодно: в багажнике, бензобаке, бампере и т.п.

-6

---

Отличий между пропаном и метаном достаточно много, и они заключаются не только в разных молекулярных составах. Знать и понимать особенности газа, на котором ездит ваш автомобиль, нужно обязательно. Это поможет вам определиться с заправкой, частотой обслуживания транспортного средства и многими другими деталями.

Если мы забыли упомянуть какие-то различия, то будем рады, если вы дополните нашу статью своими комментариями.

---

А сейчас мы благодарим Вас за внимание!

Доброго дня! Встретимся в следующей статье!

Еще больше наших статей можно найти на сайте: http://ustanovim-gbo.ru/