Найти тему
Джесси Джеймс

Кинотрилогия Говарда Хокса и Джона Уэйна о величии американского профессионализма

“Рио Браво” (Rio Bravo , 1959)

Реж. Говард Хокс

В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин, Рики Нелсон, Энжи Дикинсон, Уолтер Бреннан, Уорд Бонд, Джон Рассел и др.

Шериф Джон Т. Чэнс (Джон Уэйн) вместе с двумя помощниками - беззубым инвалидом (Уолтер Бреннан) и беспробудным пьяницей (Дин Мартин) – преследует банду безжалостных бандитов. По ходу действия они получают помощь молодого стрелка по прозвищу Колорадо (Рики Нелсон) и танцовщицы из салуна Фезерс (Энжи Дикинсон).

Это канонический вестерн выстроенный по фабуле “хорошие против плохих”. Основные темы, поднимаемые авторами, индивидуальная гордость и профессионализм. Шериф и его сторонники побеждают не потому что они не имеют слабостей или превосходят врагов числом. Они одерживают верх как профессионалы над любителями, и им не нужна помощь тех, кто слабо себе представляет, как нужно обращаться с преступниками.

-2

Говард Хокс признавался, что сделал эту ленту как антитезис нашумевшего вестерна “Ровно в полдень” Фреда Циннеманна. Реакционную патриотическую клику голливудских антикоммунистов, занятых в 1950-е годы т.н. “охотой на ведьм” под прикрытием Комитета по антиамериканской деятельности сенатора Маккарти, очень раздражал успех фильма, в котором шериф оставался один на один с проблемой и вынужден был чуть ли не умолять горожан о помощи. В “Рио Браво” стараниями сценаристов Ли Брэккет и Жуля Фуртмана, использовавшими в качестве литературной основы рассказ Б.Х. Маккембелла, американцы совсем другие. Джон Уэйн играет истинного столпа американской нации – того, кто в представлении Говарда Хокса ответственен за само существование США.

Критики почти что не заметили выход фильма. Они писали, что это крепкий боевик, ладно скроенный и снятый. Его сборы в 10,5 миллионов долларов, сделавшие фильм самым прибыльным вестерном 1959-го года, никак не повлияли на восприятие киноленты профессионалами. Только намного позднее, когда Говард Хокс стал исторической фигурой, этот фильм записали в лучшие из тех, над которыми он работал. Теперь “Рио Браво” – классика жанра.

“Эльдорадо” (El Dorado , 1967)

Реж. Говард Хокс

В ролях: Джон Уэйн, Роберт Митчум, Джеймс Каан, Шарлин Холт, Мишель Кэри, Артур Ханникут, Р. Г. Армстронг, Пол Фикс, Джонни Крофорд, Кристофер Джордж, Эдвард Аснер и др.

-3

Стареющий стрелок Коул Торнтон (Джон Уэйн) приходит на помощь своему другу алкоголику Дж. Д. Харра (Роберт Митчум) в противостоянии с землевладельческим магнатом (Эдвард Аснер) и его наёмниками. Им помогает молодой пройдоха по прозвищу Миссисипи (Джеймс Каан), который очень ловок в обращении с ножами, но плохо стреляет.

Многие считают “Эльдорадо” парафразом “Рио Браво”. Здесь также в центре истории находятся профессионалы, которые справляются с неприятностями потому что они хорошие, а их враги – плохие. Говард Хокс привлёк к работе над сценарием Ли Брэккет, на некоторое время оторвав её от написания фантастики. Её опыт работы над “Рио Браво” позволил реализовать именно то, что было нужно режиссеру.

-4

Настоящее удовольствие наблюдать как работает пара Уэйн – Митчум. Оба были мастера немного недоигрывать, заставляя зрителей домысливать действия персонажей. Они уважали друг друга в жизни, и перенесли это чувство на экран.

Съемки окончились в феврале 1966-го, но фильм не вышел на экраны до июня 1967-го. Это было связано с тем, что студия Paramount не хотела создавать конкуренцию с другим своим вестерном “Невада Смит”. Учитывая, что в середине 1960-х жанр испытывал сложности с привлечением аудитории, сборы в 12 миллионов долларов, это великолепный результат, который позволяет считать “Эльдорадо” успешным фильмом.

“Рио Лобо” (Rio Lobo , 1970)

Реж. Говард Хокс

В ролях: Джон Уэйн, Хорхе Риверо, Дженнифер О’Нейл, Джек Элам, Кристофер Митчум, Виктор Френч, Сюзанна Десамантес, Роберт Доннер и др.

-5

Когда конфедераты похищают груз золота в погоню за ними отправляется капитан армии Союза Корд МакНелли (Джон Уэйн). Он падает с лошади и попадает в плен. Там он знакомится с двумя конфедератами лейтенантом Пьером Кардонья (Хорхе Риверо) и Тускаророй (Крис Митчум). После войны они встречаются вновь и вместе отправляются в городок Рио Лобо, контролируемый бандой преступников, возглавляемых негодяем, которого разыскивает МакНелли.

Над фильмом работали те же люди, что и над предыдущими интерпретациями той же темы “Рио Браво” и “Эльдорадо” – режиссер Хокс, исполнитель главной роли Уэйн и сценаристка Ли Брэкетт. Получился столь же крепкий жизнеутверждающий фильм, в котором зло обречено понести поражение от добра, несмотря на то, что добро обременено пороками и слабостями.

В отличие от предыдущих вестернов Хокса-Уэйна в этом видно влияние итальянских образцов жанра. Градус насилия явно повышен. Женщины подвергаются страданиям наравне с мужчинами. Присутствие в кадре Джека Элама добавляет еще больше сходства с популярными в конце 1960-х спагетти-вестернами.

-6

Этот фильм стал последним в карьере Говарда Хокса, работавшего на съемочных площадках ещё с 1926-го года. Хотя и не лучший опус автора, лента представляет достойное развитие темы американцев профессионалов, на которых держится Америка. Позднее Хокс заявлял: “Джон Уэйн воплощает большую силу, большую мощь, чем кто-либо иной на экране.” Именно на харизме этого актёра и держится кинолента.

Фильм собрал 4.25 миллиона долларов. Это был бы успех, если бы не бюджет в 6 миллионов. Таким образом, лента стала убыточной. Также неважно её встретили критики. Они назвали её “ тенью Эльдорадо” .

(с) Свен Железнов

Также читайте:

Вестерны, получившие Оскар (1990-е)

Вестерны, получившие Оскар (1960-70-е)

Вестерны, получившие Оскар (1950-е)

Вестерны, получившие Оскар (1930-40-е)

Лучшие вестерны Джона Форда по мнению самого режиссера

Кавалерийская кинотрилогия Джона Форда

4 ревизионистских вестерна 1970-х

5 вестернов Энтони Манна с Джеймсом Стюартом в главной роли