“Рио Браво” (Rio Bravo , 1959)
Реж. Говард Хокс
В ролях: Джон Уэйн, Дин Мартин, Рики Нелсон, Энжи Дикинсон, Уолтер Бреннан, Уорд Бонд, Джон Рассел и др.
Шериф Джон Т. Чэнс (Джон Уэйн) вместе с двумя помощниками - беззубым инвалидом (Уолтер Бреннан) и беспробудным пьяницей (Дин Мартин) – преследует банду безжалостных бандитов. По ходу действия они получают помощь молодого стрелка по прозвищу Колорадо (Рики Нелсон) и танцовщицы из салуна Фезерс (Энжи Дикинсон).
Это канонический вестерн выстроенный по фабуле “хорошие против плохих”. Основные темы, поднимаемые авторами, индивидуальная гордость и профессионализм. Шериф и его сторонники побеждают не потому что они не имеют слабостей или превосходят врагов числом. Они одерживают верх как профессионалы над любителями, и им не нужна помощь тех, кто слабо себе представляет, как нужно обращаться с преступниками.
Говард Хокс признавался, что сделал эту ленту как антитезис нашумевшего вестерна “Ровно в полдень” Фреда Циннеманна. Реакционную патриотическую клику голливудских антикоммунистов, занятых в 1950-е годы т.н. “охотой на ведьм” под прикрытием Комитета по антиамериканской деятельности сенатора Маккарти, очень раздражал успех фильма, в котором шериф оставался один на один с проблемой и вынужден был чуть ли не умолять горожан о помощи. В “Рио Браво” стараниями сценаристов Ли Брэккет и Жуля Фуртмана, использовавшими в качестве литературной основы рассказ Б.Х. Маккембелла, американцы совсем другие. Джон Уэйн играет истинного столпа американской нации – того, кто в представлении Говарда Хокса ответственен за само существование США.
Критики почти что не заметили выход фильма. Они писали, что это крепкий боевик, ладно скроенный и снятый. Его сборы в 10,5 миллионов долларов, сделавшие фильм самым прибыльным вестерном 1959-го года, никак не повлияли на восприятие киноленты профессионалами. Только намного позднее, когда Говард Хокс стал исторической фигурой, этот фильм записали в лучшие из тех, над которыми он работал. Теперь “Рио Браво” – классика жанра.
“Эльдорадо” (El Dorado , 1967)
Реж. Говард Хокс
В ролях: Джон Уэйн, Роберт Митчум, Джеймс Каан, Шарлин Холт, Мишель Кэри, Артур Ханникут, Р. Г. Армстронг, Пол Фикс, Джонни Крофорд, Кристофер Джордж, Эдвард Аснер и др.
Стареющий стрелок Коул Торнтон (Джон Уэйн) приходит на помощь своему другу алкоголику Дж. Д. Харра (Роберт Митчум) в противостоянии с землевладельческим магнатом (Эдвард Аснер) и его наёмниками. Им помогает молодой пройдоха по прозвищу Миссисипи (Джеймс Каан), который очень ловок в обращении с ножами, но плохо стреляет.
Многие считают “Эльдорадо” парафразом “Рио Браво”. Здесь также в центре истории находятся профессионалы, которые справляются с неприятностями потому что они хорошие, а их враги – плохие. Говард Хокс привлёк к работе над сценарием Ли Брэккет, на некоторое время оторвав её от написания фантастики. Её опыт работы над “Рио Браво” позволил реализовать именно то, что было нужно режиссеру.
Настоящее удовольствие наблюдать как работает пара Уэйн – Митчум. Оба были мастера немного недоигрывать, заставляя зрителей домысливать действия персонажей. Они уважали друг друга в жизни, и перенесли это чувство на экран.
Съемки окончились в феврале 1966-го, но фильм не вышел на экраны до июня 1967-го. Это было связано с тем, что студия Paramount не хотела создавать конкуренцию с другим своим вестерном “Невада Смит”. Учитывая, что в середине 1960-х жанр испытывал сложности с привлечением аудитории, сборы в 12 миллионов долларов, это великолепный результат, который позволяет считать “Эльдорадо” успешным фильмом.
“Рио Лобо” (Rio Lobo , 1970)
Реж. Говард Хокс
В ролях: Джон Уэйн, Хорхе Риверо, Дженнифер О’Нейл, Джек Элам, Кристофер Митчум, Виктор Френч, Сюзанна Десамантес, Роберт Доннер и др.
Когда конфедераты похищают груз золота в погоню за ними отправляется капитан армии Союза Корд МакНелли (Джон Уэйн). Он падает с лошади и попадает в плен. Там он знакомится с двумя конфедератами лейтенантом Пьером Кардонья (Хорхе Риверо) и Тускаророй (Крис Митчум). После войны они встречаются вновь и вместе отправляются в городок Рио Лобо, контролируемый бандой преступников, возглавляемых негодяем, которого разыскивает МакНелли.
Над фильмом работали те же люди, что и над предыдущими интерпретациями той же темы “Рио Браво” и “Эльдорадо” – режиссер Хокс, исполнитель главной роли Уэйн и сценаристка Ли Брэкетт. Получился столь же крепкий жизнеутверждающий фильм, в котором зло обречено понести поражение от добра, несмотря на то, что добро обременено пороками и слабостями.
В отличие от предыдущих вестернов Хокса-Уэйна в этом видно влияние итальянских образцов жанра. Градус насилия явно повышен. Женщины подвергаются страданиям наравне с мужчинами. Присутствие в кадре Джека Элама добавляет еще больше сходства с популярными в конце 1960-х спагетти-вестернами.
Этот фильм стал последним в карьере Говарда Хокса, работавшего на съемочных площадках ещё с 1926-го года. Хотя и не лучший опус автора, лента представляет достойное развитие темы американцев профессионалов, на которых держится Америка. Позднее Хокс заявлял: “Джон Уэйн воплощает большую силу, большую мощь, чем кто-либо иной на экране.” Именно на харизме этого актёра и держится кинолента.
Фильм собрал 4.25 миллиона долларов. Это был бы успех, если бы не бюджет в 6 миллионов. Таким образом, лента стала убыточной. Также неважно её встретили критики. Они назвали её “ тенью Эльдорадо” .
(с) Свен Железнов
Также читайте:
Вестерны, получившие Оскар (1990-е)
Вестерны, получившие Оскар (1960-70-е)
Вестерны, получившие Оскар (1950-е)
Вестерны, получившие Оскар (1930-40-е)
Лучшие вестерны Джона Форда по мнению самого режиссера
Кавалерийская кинотрилогия Джона Форда