Найти тему

Почему в фильме "Дюнкёрк" нет смысла?

Как и обычно для фильмов Нолана данная картина собрала почти все технические номинации на "Оскар" . У Кристофера технически безупречное кино: тонкая операторская работа, точнейший монтаж, непревзойденный звук и Ханс Циммер как-то по-особенному начинает звучать в фильмах Нолана. Вопрос всегда в том, к чему же приложит свой талант Кристофер и его команда. В данном случае выбор события мягко говоря странный.

Надо пояснить, что такое Дюнкерк, почему фильм так называется и какие события связаны с городом Дюнкерк.
Перенесемся в май 1940 года. Кто-то рассказывает какие поражения терпели советские войска в начале ВОВ, но они не рассказывают о поражениях англо-французской коалиции на Западном фронте. Перед основными сражениями союзники: Великобритания, Франция, Голландия и Бельгия имели некоторое преимущество в по количеству личного состава(3785 тыс.чел у союзников против 3300 тыс.чел у Германии), танков (3099 у союзников против 2580 у Германии), артиллерийским орудиям калибром 75 мм и выше(14 544 у союзников против 7378 у Германии). Незначительное преимущество у нацистов было лишь в авиации(3824 у Германии против 3791 у союзников). Конечно, стоит учитывать, что у немецких войск был опыт боевых действий, выше уровень военной подготовки и у коалиции не было единого командования.

Так что же привело антигитлеровских союзников в Дюнкерк? В первый же день вооруженного столкновения 9 мая 1940 года немцы заняли северо-восточные провинции Голландии, быстро прорвали оборону бельгийцев, 14 мая капитулировала Голландия(королева Вильгельмина и правительство Голландии сбежало в Лондон, а после подписания акта капитуляции генералом Винкельманом, нацисты все равно совершили террористический авиационный налет на Роттердам, так сказать вот чего стоит "мир с нацистами"). У французов дела были плохи, так как к 16 мая немцы за 5 дней сражений сломили сопротивление французской армии и "дорога на Париж была открыта". Хитрый Черчилль с генералами прилетел в Париж и призывал, не имеющих резервов французов, более активно действовать в Бельгии, при том, что Париж был под угрозой, и что важнее: сам Черчилль отказался увеличить силы британской авиации на континенте.

17 мая гитлеровцы заняли Брюссель, Бельгия во власти нацистов. 20 мая немцы заняли Амьен и Абвиль и вышли к побережью Ла-Манша, что привело к тому, что группировка французских, бельгийских и английских войск в Бельгии оказались отрезанной от французской армии. В  итоге группировка была окружена и возникла угроза захвата нацистами Дюнкерка, с падением этого порта блокированные войска потеряли бы единственный путь снабжения и возможность эвакуации. Стоит отметить, что хитрые англичане уже 19 мая начали разработку плана эвакуации своих войск с Севера Франции.

26 мая войска союзников, отказавшись от попыток соединиться с главными силами французской армии, начали отступление на север - в район Дюнкерка. Французское командование считало необходимым как можно дольше задержать немецкие войска в районе Дюнкерка и тем самым выиграть время для усиления обороны на Эне и Сомме. Но командующие британскими силами имели другое мнение. Для англичан было логичнее сохранить свои войска и эвакуировать их в Англию, все таки "их остров - их крепость". Пока французы хотели морем усиливать свои войска, британцы эвакуировали своих экспедиционные силы.

Операция по эвакуации английских войск получила название "Динамо", так сказать "продинамили своих союзников". Тем временем 27 мая король Бельгии Леопольд III принял решение о капитуляции еще боеспособной армии и весь личный состав бельгийской армии был разоружен и считался в плену нацистов.

Французы и англичане не могли согласовать действия по эвакуации. Позно спохватившись, французам не удавалось наладить эвакуацию своего личного состава, тогда как британское адмиралтейство сумело сосредоточить 693 судна, а помимо военных кораблей различного класса были привлечены многочисленные торговые и рыбачьи суда. Специально выделенные силы немецкой авиации - до 300 бомбардировщиков и 500 истребителей - предприняли активные действия против окруженных на плацдарме союзных войск и кораблей французского и английского флотов в районе Дюнкерка. Но фашисты встретили сильный отпор в воздухе. Над районом погрузки войск почти постоянно находились английские истребители, которые за период эвакуации войск совершали ежедневно до 300 самолетов-вылетов.

В период обороны Дюнкерка отношения между английскими и французскими войсками приняли напряженный характер. Горт решил бросить на побережье всю технику и вооружение. По его указанию командиры английских частей не пропускали французские войска с боевой техникой к побережью, французские части не эвакуировались. Лишь после настойчивых просьб генерала Жоржа английское командование согласилось ежедневно предоставлять на своих кораблях 5 тыс.мест для французских войск. До 31 мая было эвакуировано только 15 тыс. французов, тогда как англичане переправили более 100 тыс.человек. На заседании верховного совета в Париже Рейно настаивал на проведении совместной эвакуации английских и французских войск. Черчилль естественно дал обещание и заявил:"Я требую - это дело чести - выделить английские войска, которые будут оборонять Дюнкерк до конца!". Однако, пустые обещания - это основной способ ведения войны Великобританией в то время, а потому 31 мая генерал Горт покинул Францию, а на плацдарме остались три английские дивизии под командованием генерала Александра. Отклонив предложение адмирала Абриаля использовать английские части для обороны, генерал Александр в ночь на 3 июня полностью эвакуировал свои войска, устроили так сказать "ночное бегство".

Утром 4 июня немецкие части вошли в город Дюнкерк. В районе города еще оставалось свыше 40 тыс. французов, которые попали в плен. Всего удалось эвакуировать более 338 тыс.человек, из них 215 тыс.англичан, 123 тыс. французов и бельгийцев, а французский флот спас 50 тыс. человек.

Если подводить итог, то можно сказать, что голландская и бельгийская армии почти полностью были взяты в плен. Оказались разгромлены 28 французских дивизий. Во Фландрии и в Дюнкерке Франция лишилась четверти всей артиллерии, трети легких и тяжелых танков, трех четвертей средних танков. Во время эвакуации из Дюнкерка противник потопил пятую часть французских судов, принимавших участие в операции, в том числе 7 эсминцев, 30 вспомогательных тральщиков. За время боев британские экспедиционные силы потеряли убитыми, пропавшими без вести и пленными свыше 68 тыс. человек. Англия лишилась всей артиллерии, более 63 тыс. автомашин, 500 тыс. тонн военного имущества и боеприпасов. Во время операции "Динамо" 224 английских судна было потоплено, в том числе 6 эсминцев. Потери британской авиации в боях под Дюнкерком составили 106 самолетов. Английские летчики и зенитная артиллерия союзников в период эвакуации из Дюнкерка сбили до 140 самолетов противника.

Не смотря на откровенное "бегство" экспедиционной армии Британии многие английские историки, описывая события под Дюнкерком, сводят их лишь к операции "Динамо", то есть самой эвакуации. При этом восхваляются действия британского командования, а сама операция объявляется вершиной военного искусства. Звучит это крайне странно. Английский историк П. Кендэлл пишет, что "это была одна из доблестных и успешных эвакуаций в истории войны. Она помогла вбить первый смертельный клин в неприступную стену побед Гитлера". Безумный, конечно, историк, как бы "отступление бегством" и "смертельный клин" не очень вяжется. А другой не менее "безумный" историк Д. Дивайн утверждает, что "трудно найти другую операцию, равную ей по масштабам и последствиям". Наверное он просто ничего не знает о Восточном фронте Второй Мировой, потому позволяет такое писать. Еще более странные английские авторы умудряются назвать операцию "Динамо" одной из решающих событий всей войны!!! Это как справка того, каким образом изучается Вторая Мировая война в Великобритании.

Безусловно, эвакуацию морем более 300 тыс.войск в условиях сильного противодействия противника можно считать значительной и удачной операцией. Ее успех во многом предопределили мужество и стойкость французских и английских солдат, защищавших плацдарм от превосходящих сил противника, и поистине героические усилия моряков, принимавших участие в спасении союзных войск. Вместе с тем следует иметь в виду, что британское командование заблаговременно готовило эвакуацию своих войск, причем приняло решение о ней в момент, когда еще можно было изменить ход военных действий во Франции. Также многие забывают, что сами нацисты своими действиями облегчили эвакуацию союзных войск из Дюнкерка, когда 24 мая танковые части подвижной группы Клейста вышли на рубеж канала Аа, задача преодоления оставшейся двадцатикилометровой полосы могла быть решена одним ударом танковых дивизий, но командованием они были остановлены, а возобновили движение лишь 27 мая, что стало крупным оперативным просчетом нацистского командования.

К чему же я все это расписал так подробно? А все очень просто. Именно исходя из британского понимания истории Нолан снял подобный фильм. Все так документально точно, подробно, эффектно, напряженно, короче типично для Нолана и в тоже время экспериментально, но взбесил меня финал, который как бы говорит:"наше позорное отступление вселяет в нас надежду". Любовь Кристофера к классическим хеппи-эндам, которая в нем появилась, когда он начал снимать блокбастеры, теперь прочно засела и присутствует в каждом фильме. Потому западному зрителю фильм пришелся так по душе и для исторического полотна собрал очень приличные деньги.
Итог: очень достойное кино о не очень достойном, но успешном историческом событии.

Кадр из фильма "Дюнкёерк"
Кадр из фильма "Дюнкёерк"

Источник: https://vk.com/aenarrator?w=wall-31446938_11852
#Дюнкерк #Дюнкерк2017 #Дюнкеркскаяэвакуация #операцияДинамо #ВтораяМироваявойна #КристоферНолан #КеннетБрана #КиллианМерфи #ТомХарди #Оскар2018 #Oscar2018 #АЕ