Найти тему
Загадочный Урал

Золотой Волос. Уральская Рапунцель.

Оглавление

Друзья, сегодня я расскажу вам сказочку, главная героиня которой – девушка с волшебными золотыми волосами неимоверной длины. Есть у этой девушки суровый родитель, который заинтересован в волшебной силе волос больше, чем в счастье ребенка и против воли держит девушку в изоляции от других людей. Чтобы спасти красавицу, отважный герой пытается ее похитить, но терпит неудачу. Ему предстоят тяжелые испытания, которые он должен вынести, чтобы доказать силу своих чувств.

«Да знаем мы эту сказку!» - скажете вы. «Это же Рапунцель!»

«А вот и нет!» - скажу я.

Иллюстрация С. Бабюка.
Иллюстрация С. Бабюка.

Золотой Волос – родная дочь Великого Полоза, змейка в человеческом обличии. Наказал ей отец наполнять реки самородным золотом. Вот и сидит она горемычная у реки на камне и полощет свою бесконечно длинную косу. И рада бы уйти, да коса та из чистого золота, тяжелая.

Стоят старатили в реке, моют золотой песок. Вдруг начинают им попадать самородочки – один, другой, третий, много раз подряд – так и говорят, мол, выше по течению полозова дочка косу расплела.

Приготовьтесь! Сейчас мы свами погрузимся в настоящее уральское героическое фентези! А помогут нам в этом иллюстрации Витольда Яновича Бордзиловского - замечательного художника и режиссера.

Сказ о полозовой дочке и могучем богатыре Айлыпе.

Случилось это за долго до того, как на Урале русские стали жить. Башкиров тоже было не много, ведь им для скота нужны были поля, а Урал весь был покрыт густою тайгой. Дикий зверь ходил повсюду, человеком еще непуганый.

В те времена жил да был лихой охотник по имени Айлып. Ловкий – медведя мог одной стрелою сразить. И сильный – схватит сохатого за рога да через себя бросит.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Как то раз едет Айлып на своем коне – глядь! – бежит лисичка. Маловата дичь, а все же думает: «Дай позабавлюсь, плеткой пришибу.» Гонит Айлып лисоньку, гонит, а догнать не может. Прицелился, пустил стрелу, а та и вовсе пропала. Ну что же? Ушла и ушла, ее счастье. Только так подумал, как лисичка снова появилась за ближайшим пенечком. И потявкивает, будто смеется.

Прицелится Айлып – пропадет лисичка, опустит стрелу – снова лисичка появляется. Кончились полянки, начался дремучий лес. Раззадорился Айлып, слез с коня, пешком за лисичкой пошел, да потерял ее из виду и сам заплутал.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Ходил-бродил, кое-как к речке выбрался. Смотрит, а у самой воды на белом камушке девица сидит красоты невиданной. Косу через плечо перекинула, конец в воду опустила. А коса у нее золотая, длинная-предлинная. И речка от той косы так сверкает, что глазам больно.

Тут девица голову подняла да с Айлыпом ласково так заговорила. Рассказала, что давно от своей нянюшки-лисички наслышана о его удали и что хочет теперь женой ему стать. Да вот беда, отец ее – Золотой Полоз – всему золоту хозяин и по добру кровинушку свою не отдаст. Бежать им надо.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Айлыпу что? Коли красавица сама просит, так он ее на руках унесет! Никому отбить не даст! Стал Айлып девичью косу из воды вытаскивать да на себя наматывать. А коса та из чистого золота – тяжелая! Намотал в сколько-то рядов, подхватил девицу на руки и понес. Шел сперва бодро, а потом вдруг притомился.

— Давай я сама пойду, а ты косу понесешь. Легче все ж таки будет, дальше уйдем. А то хватится меня тятенька — живо притянет.

— Как, — спрашивает, — притянет?

— Сила, — отвечает, — ему такая дана: золото, какое он пожелает, к себе в землю притягивать. Пожелает вот взять мои волосы, и уж тут никому против не устоять.

— Это еще поглядим! — отвечает Айлып

Кадр из советского диафильма. иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. иллюстрация В. Бордзиловского.

Решили отдохнуть маленько. Да только присели, как их обоих в землю и потянуло. Успела Золотой Волос перерезать те волосы, что Айлып на себя намотал, так только он и спасся. Пришел в себя, глядит – нет нигде невесты, будто и не бывало. Собрался было землю на этом месте копать, как вдруг появилась нянюшка-лисичка, обернулась старушонкой и велела ему сейчас же домой возвращаться. Ждать теперь нужно три года, чтобы снова свое счастье попытать. Ждать и каждый день о Золотой Волос думать. На других девиц не глядеть. Тогда коса ее легче станет.

Дал себе Айлып слово, что все, как ему велено сделает. И вернулся домой.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Тяжело шли эти годы, но не выходила Золотой Волос у Айлыпа из головы. Всякий день про нее думал. Только вот в последний год приглянулась ему другая девица. Из людских. Закручинился Айлып, даже жениться захотел. А потом опять про Золотой Волос вспомнил: жалко ее стало, и за себя обидно – из рук ведь невесту вырвали!

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Как пришел срок, снова явилась Айлыпу лисичка и повела его к тому месту, где Золотой Волос сидит. Снова стал айлып косу из воды вытаскивать да на себя наматывать. Подхватил девицу на руки и понес. Шел он бодро – легче стали золотые волосы, да и дорогу с прошлого раза не успел забыть. Вот уже стало темнеть. Никуда не денешься, на ночевку надо вставать. Решили оба на дерево залезть. Примотал Айлып свою невесту косою к сучку, чтобы не упала та во сне и сам задремал. Посреди ночи вдруг засверкало, загрохотало, обернулась айлыпова невеста золотыми искорками и исчезла. В землю ушла.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Обожгло Айлыпа жаром, упал он на землю, стал впотьмах руками шарить, да и нашел кончик волшебной косы. Хотел было по следу идти, да вдруг снова появилась лисичка и велела ему домой возвращаться, снова три года ждать. И еще к Мудрому Филину направила, чтобы тот наперед научил, как с Полозом бороться и Золотой Волос из плена вызволить.

Делать нечего, пошел Айлып к Филину. От него и узнал, что есть в здешних краях такое место, где полозова сила пропадает. На озере Иткуль, где бесовской камень стоит. Кто с золотом туда доберется, того уж Полозу не взять. Знал Айлып, где это озеро, да только за один день к нему никак не дойти, надо дорогу в лесу прорубить и коня доброго найти.

Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.
Кадр из советского диафильма. Иллюстрация В. Бордзиловского.

Как решил, так и сделал. Все три года работой занят был. В назначенный час сам пришел за своей невестой. К вечеру доскакали верхом до озера Иткуль, спешились и на лодке доплыли до бесова камня. Солнышко село, явился полоз. Все озеро в три ряда огненными кольцами опоясал. Как ни бился, дочь свою вытащить не смог.

Тот самый бесовской камень на озере Иткуль. Фото из общего доступа.
Тот самый бесовской камень на озере Иткуль. Фото из общего доступа.

Айлып со своей женой остались жить у того озера. А по берегам, где Полоз бесновался люди стали золото находить.

Тут и сказочке конец.

Есть ли связь бажовских персонажей с фольклорными?

Современный идол у горы Большой Иремель.
Современный идол у горы Большой Иремель.

Золотой Волос – вымышленный персонаж бажовских сказов. Она является авторским переосмыслением образа Сорни-Най – мансийской богини срединного мира, Золотой Бабы.

Прообразом Айлыпа стал могучий тюркский богатырь – Алпамыш. Этот персонаж под разными именами живет в фольклоре чувашей, алтайцев и западносибирских татар. Получается как бы, что придя на Урал, башкиры «женили» своего богатыря на мансийской богине. Так то вот правильно в чужой монастырь со своим уставом заходить.

Что же можно сказать о няне-лисичке? Лисы-оборотни довольно часто встречаются в мифах и фольклоре Азии. Быть может и бажовская лисичка перекочевала на Урал по Великому Чайному пути? Кто его знает…