Людям хочется выполнять чужую волю. В результате выполнения воли другого, индивид подспудно (т.е. бессознательно) понимает,
что и ответственность за совершенные им действия как бы уже несет не он, а другое лицо (навязавшее ему свою волю).
А значит, с такого индивида-ведомого словно автоматически снимается ответственность.
И как следствие, исчезает тревога, потому как еще со времен развития цивилизации, культура накладывает свой отпечаток на личность индивида,
погружая его психику в состояния необходимости постоянно сдерживать первичные инстинкты, что, в свою очередь, бессознательно вызывает рост обеспокоенности индивида, и как следствие — развитие тревожности и прочих форм симптоматики невроза.
К сожалению, у большинства людей цель жизни задана принципом удовольствия.
А потому именно культура встала на пути индивида, воздействуя на его психику в русле развития симптоматики невроза, вызванного необходимостью сдерживать свои архаичные желания,
потому что любая культура (культура – как развитие цивилизации) создается принуждением и подавлением первичных позывов.
На самом деле в психике любого человека присутствуют деструктивные (разрушительные) тенденции, а у некоторых людей они настолько сильны, что определяют его социальное поведение. Кроме того, можно провести параллели между социальным устройством общества и спецификой масс.
Масса всегда ленива и несознательна иона не любит отказа от инстинктов.
Доказательствами массу нельзя убедить в неизбежности этого отказа, и индивиды, объединяемые в массу, поддерживают друг друга в поощрении собственной разнузданности.
Действительно, в психике каждого индивида живут первичные инстинкты, происхождение которых он прослеживал в раннем детстве (эмоциональных переживаниях, связанных с ранним детством, периодом Эдипового комплекса).
Культура оказывает постоянное психологическое воздействие на индивида с целью держать в узде его чувства, не давать выход первобытным инстинктам.
Т.е. в данном случае перед нами проходит такой специфический характер культуры как принуждение.
Частично причина неврозов современного цивилизованного человека в том, что большинство людей вынужденно сдерживать свои бессознательные порывы.
Невроз действительно в какой-то мере результат развития цивилизации.
Люди с примитивным развитием интеллекта менее подвержены симптоматике различных форм невроза (депрессий и беспокойств).
Удовлетворение влечений дает человеку не только счастье, оно представляет собой причину страданий, когда внешний мир отказывает такому человеку в удовлетворении потребностей и обрекает на лишения. Поэтому можно надеяться на освобождение от части страданий путем воздействия на эти влечения.
Такого рода защита от страданий желает подчинить внутренние источники потребностей. Крайним случаем такой защиты является умерщвление влечений — как об этом учит, например, религия.
Если это удается, то тем самым достигается отречение от любой другой деятельности, и мы достигаем счастья покоя.
На этом пути можно ставить умеренные цели, скажем, если стремиться только к контролю над жизнью наших влечений.
Господствующими становятся в таком случае высшие психические инстанции, подчиненные принципу реальности.
Здесь нет отречения от цели удовлетворения влечений, а определенного рода защита против страданий достигается благодаря менее болезненному ощущению неудовлетворенности контролируемых влечений в сравнении с необузданными первичными влечениями.
Но следствием этого является несомненное снижение возможностей наслаждения. Чувство счастья при удовлетворении диких влечений несравнимо интенсивнее, чем насыщение контролируемых влечений.
чемпион мира (США,1998) , тренер-психолог 3-х чемпионов мира , преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов (1999-2011), автор 250 книг.