Бертон родился в графстве Уиклоу, хотя его семья никогда там не жила. Родовое поместье его отца, Сэмюэля Фредерика Бертона, Клифден-Хаус, находилось недалеко от Корофина, в графстве Клэр. Родители художника никогда не жили вместе. Сперва воспитанием сына занималась мама Ханна Маллет, пока в возрасте двух лет ребенок не заболел или получил травму, которая привела к тому, что правая рука остановилась в развитии. Это никак не повлияло на его карьеру (судя по свободной манере письма, Бертон от рождения был левшой), но сблизило с отцом.
Отец - Самюэль Бертон был художником – самоучкой и всячески поощрял стремления сына на этом поприще. Фредерик посещал Школу рисования Дублинского общества и начал свою карьеру как художник миниатюрист, затем в возрасте 21 года поступил в Королевскую академию Хиберниана, а через два года стал полноправным ее членом.
Оценив талант молодого дарования, художник и антиквар Джордж Петри взял его с собой в поездку на запад Ирландии, чтобы задокументировать и собрать альбом средневековых руин. Это путешествие не только внесло весомый вклад в популяризацию ирландской истории, но открыло Бертону глаза на мир археологии, культурной идентичности северных народов и определило его страсть к исторической живописи.
Его можно назвать «художником документалистом». К каждой своей работе он тщательно готовился, стремясь соблюсти историческую точность в малейших деталях. Каждое его полотно – документальный экскурс.
В начале 1840-х годов он совершает две поездки в Германию, где знакомится с творчеством старых мастеров в европейских коллекциях. Затем, возвращается на родину и обосновывается в Лондоне.
В 1848 году организовывается братство Прерафаэлит. Бертона восхищает их живописная манера. Он подружился с Эдвардом Берн-Джонсом и Джоном Эвереттом Миллетом. Картина «Встреча на лестнице», о которой мы поговорим немного позднее, - это дань уважения братству. До нас не дошло работ Бертона, написанных маслом, скорее всего их никогда и не было. Его основная техника – акварель, реже гуаш. И на протяжении 25 лет выставочной деятельности он выставил 60 портретов из 101 работы.
К 1850 году художник достиг пика своей карьеры и в этот момент произошла трагедия. Два его старших брата умерли один за другим в возрасте 41 и 39 лет. Фредерик был опустошен и потрясен. Он поддерживал их семьи, но оставаться на месте не мог. Поэтому, вскоре после последних прощаний, он отправился в длительную поездку в Германию, где, вероятно, работал на короля Баварии Максимилиана II, делая копии картин.
Бертон был дружен с директором Национальной галереи в Лондоне Уильямом Боксоллом. Боксолл видел в художнике своего приемника, и когда настало время, Уильям Гладстон, британский премьер-министр, обратился к Бертону по поводу должности, которую тот и занял в 1874 году. С того момента он практически не рисовал, хотя продолжал выставляться.
Фредерика Уильяма Бертона современники часто характеризуют как малообщительного человека. Он жил в доме в уединении, компанию ему составляла одна единственная экономка. Он был медлителен в суждениях и часто долго отвечал на вопросы, с трудом принимал решения. Эти его качества сильно беспокоили попечительский совет Национальной галереи. Его члены каждый раз переживали, что пока Бертон раздумывает, лучшие предметы искусства на аукционах уведут у него из-под носа, но продолжали продлевать его пятилетний контракт на протяжении 20 лет. Им не стоило переживать, на своем посту он добавил в коллекцию музея более 500 работ, в том числе несколько знаковых произведений таких художников, как Леонардо да Винчи («Мадонна в скалах»), Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческо и Ганс Гольбейн Младший.
О личной жизни художника практически ничего неизвестно, за исключением одного эпизода. Когда ему было уже за 50, его попросили написать портрет Мэри Паллисер из Комера-Хауса. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, они сблизились и, в конце концов, обручились. Свадьба все время откладывалась. В 1879 году невеста скоропостижно скончалась от воспаления легких, а Бертон продолжил вести тихий образ жизни.
Самой известной его работой была картина «Хеллиль и Хильдебранд. Встреча на лестнице». Она написана в 1864 году акварелью и размером по высокому краю превышает 1 метр. Полотно показывает эпизод из достаточно кровавой датской легенды. Молодая Хеллиль полюбила своего телохранителя Хильдебрандта. Отец девушки был против такого мезальянса и поручил своим семи сыновьям убить наглого мужчину. Хильдебранд не был намерен отступаться, он убил отца невесты и шестерых братьев, за последнего заступилась Хеллиль. Неудавшийся жених скончался от ран, невеста тоже погибла.
Несмотря на драматичность сюжета, Бертон выбирает очень трогательный момент: встречу влюбленных на лестнице, которая слишком тесная, чтобы их смогли застать врасплох и достаточно тесная, чтобы они могли позволить себе невинную ласку. Эта картина признана самой любимой в Ирландии. Общественная поддержка позволила активизировать работу с наследием художника, который после своей смерти в 1900 году был забыт. В настоящее время прошло уже несколько выставок, а «Встреча на лестнице» покоряет сердца людей далеко за пределами Ирландии и Соединенного королевства.
- Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
- Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
- Утро с новым художником в нашем telegram
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.