Найти тему
VIKENT.RU

Приемы создания скульптуры по Микеланджело

Оглавление

Данная статья относится к Категории: Живопись, скульптура, дизайн

1. Микеланджело Буонарроти (полное имя – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) — итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко
1. Микеланджело Буонарроти (полное имя – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) — итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко

«…новые, невиданные возможности пластического движения открывает Микеланджело. Если греческая скульптура воплощает гармонию между человеческой волей и телом, если готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, то для скульптуры Микеланджело характерна борьба воли и чувства. Этот конфликт оказывается очень продуктивным в скульптуре и создаёт ряд новых, неизвестных ранее вариантов движения.

I. Движение преувеличенное, форсированное, сверхъестественно мощное (и в физическом, и в духовном смысле).

Греческая скульптура часто избегает чрезмерного физического напряжения или же если и использует его, то всегда односторонне, прямолинейно (вспомним «Боргезского бойца», делающего молниеносный, мощный выпад). Микеланджело, напротив, натягивает и напрягает мускулы до максимума, притом в разных, иногда противоположных направлениях - отсюда излюбленное у Микеланджело спиральное, вращательное движение, которое воспринимается как повышенная духовная жизнь, как глубокий психологический конфликт (неоконченная статуя апостола Матфея, так называемый «Аполлон», «Победа» и многие другое),

II. Зарождающееся, потенциальное движение; оно ещё не вылилось в действие, но уже созрело, насыщено внутренним напряжением.

Микеланджело обычно ещё усиливает этот пластический мотив острым, внезапным переживанием - тело ещё в покое (хотя и напряженном), но резкий поворот головы, неожиданный жест руки создают впечатление внезапно вспыхнувшей динамики («Давид», «Моисей» и др.).

III. Самым же замечательным открытием Микеланджело являются мотив задержанного, подавленного, связанного, противоречивого движения (воплощающего по преимуществу борьбу воли и чувств).

Чаще всего это происходит у Микеланджело таким образом, что внешние, физические препоны свободному движению превращаются во внутренний, духовный конфликт (таковы, например, «Скованные рабы» для гробницы папы Юлия II). Особенно замечателен пластический контраст в статуе молодого раба: правый контур юноши как бы съеживается, вянет; левый же устремляется вверх, оживает. Что это - предсмертная агония или вздох первого пробуждения? Столь сложного, многозвучного пластического выражения не знала ни греческая, ни готическая скульптура.

2. Image by Klaus Stebani from Pixabay
2. Image by Klaus Stebani from Pixabay

IV. Борьба воли с подсознательными импульсами.

Четыре замечательных варианта этого пластического мотива мы наблюдаем в аллегориях Капеллы Медичи, воплощающих четыре времени дня. «Ночь» жаждет сна, но бурные сновидения лишили её покоя, она вся изгибается в трагическом волнении. Мускулы «Дня» напрягаются. Могучая фигура хочет повернуться спиной к зрителю, но голова, лицо упрямо оборачиваются к дневному свету, он не в силах не смотреть. В гибком теле «Авроры» пробуждается энергия, но в её лице еще бродят тени тяжелых, печальных снов. Все эти глубокие,духовные конфликты воплощены вращательными движениями, сочетанием напряжённой подвижности с тяжелым покоем (отдельные члены тела находятся в непрерывном движении, всё тело не двигается с места).

Но и гениальная образная фантазия Микеланджело не исчерпывает всех возможностей пластического движения. Скульптура эпохи барокко, особенно в лице её ведущего мастера Лоренцо Бернини, делает новое открытие - движения, мгновенного, преходящего, изменчивого. Скульптура барокко, как бы соревнуясь с живописью,уже не довольствуется представлением движения, а хочет воплотить само впечатление движения. Кардинал Боргезе изображён в тот момент, когда он внезапно поворачивает голову и что-то быстро говорит своему собеседнику.

Ещё поучительнее в этом смысле статуарная группа «Аполлон и Дафна». Характерен уже самый выбор темы - превращение, метаморфоза нимфы в дерево. Бернини отказывается от замкнутой каменной глыбы Микеланджело и пользуется чисто живописными приёмами - он оперирует не столько каменными массами, сколько отверстиями, пролётами; не телами, а пространством, светом и тенью. Оттого такое большое значение в его скульптуре приобретают блики света и рефлексы. В то же время Бернини не отказывается от традиций классической скульптуры - от созвучий силуэтов, от динамики линейного ритма (стоит обратить внимание на декоративный полёт линий от руки Аполлона к руке Дафны)…»

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 146.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

+ Ваши дополнительные возможности:

Уже 15 000 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом

Изображения в статье

  1. Микеланджело Буонарроти (полное имя – Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) — итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко / Public Domain
  2. Image by Klaus Stebani from Pixabay