Эпоха атомной энергии открыла новые горизонты для инженерной и военной мысли, позволяя реализовать самые амбициозные проекты. Конечно, не все были воплощены в реальности и вошли в массовое производство, однако, некоторые идеи были достаточно интересны.
Вот наиболее интересные из них:
- Атомные электростанции
- Атомоходы (подводные лодки, крейсеры и ледоколы)
- Атомолеты
- Ядерный ракетный двигатель
- Атомный транспорт (танки, машины)
- Атомовоз
АЭС
Всем со школы известны атомные электростанции, которые нашли очень широкое применение в народном хозяйстве. Первая в мире АЭС мощностью 5МВт была запущена в 1954 году в СССР (город Обнинск).
С тех пор атомная энергетика шагнула далеко вперед и сегодня в Мире работает 443 ядерных реактора, вырабатывающих более чем 393 ГВт и это число растет с каждым годом, по мере отказа от электростанций работающих на угле, газе, мазуте и конкуренцию со стороны альтернативных источников энергии.
Возможно все помнят катастрофы в Чернобыле и на Футусиме, но сейчас уровень безопасности на таких объектах беспрецедентный и контролируется МАГАТЭ.
Морской атомный флот
Идея использовать ядерную энергию в морских судах пришла в далеком 1940 году в США, где на базе "Лаборатории атомной энергии Беттиса" ( штат Пенсильвания) стартовал проект ядерной морской двигательной установки. Результатом этих работ стали атомная подводная лодка USS Nautilus (1955 год), а затем авианосец USS Enterprise. СССР, тоже проводил похожие исследования, результатом которых стала первая советская подводная лодка с ядерным реактором на борту - К-3 проекта 627, спущенная на воду в далеком 1957 году. С тех пор флот с ядерными электроустановками появился почти у всех государств обладающими соответствующим уровнем технологий.
Особо стоит отметить, ледокольный флот. Сегодня РФ единственная страна обладающая таким флотом и широко использующая его по всему Свету, как военных, так и для научных и гражданских целей. В качестве примера можно привести экспедиционный круиз из города Мурманска до Северного полюса и обратно продолжительностью 13 дней, на базе ледокола «50 лет Победы». Цена такого тура начинается от 2 338 976 российских рублей на человека.
Еще заслуживает внимания плавучая атомная теплоэлектростанция "Академик Ломоносов", которая вырабатывает 60 МВт электро- и до 50 Гкал/ч тепловой энергии и может оперативно перемещаться по морю из одного региона в другой.
Атомолеты и ядерные ракетные двигатели
Исследования возможности использования атомной энергоустановки на воздушных судах проводились в СССР и США. Идея самолета или ракеты с громадным радиусом действия была достаточна заманчивой для военных.
В Советском союзе для этих целей была разработана летающая лаборатория, на базе самолета Ту-95 - #Ту-95ЛАМ, а ОКБ Мясищева занимался эскизными проектами сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков М-60 и М-30, использующих ядерный ракетные двигатели.
Как показала практика, несмотря на ряд преимуществ (большая дальность полета, высокая скорость), самолеты с атомным реактором на борту имеют множество существенных недостатков:
- Необходимость изоляции экипажа от проникающего радиационного излучения, что существенно увеличивало вес судна (порядка - 60 тонн). Беспилотный вариант, требовал принципиально иного технического уровня и в те времена не было необходимых решений, позволяющих заменить человека, без потери в управляемости, точности и маневренности.
- При использовании прямоточных атомных реакторов, за самолетом создавался шлейф радиоактивных частиц, что существенно ограничивало область применения
- Опасность ядерного взрыва в случае авиакатастрофы
- Необходимость использования специальных аэродромов
- Сложность обслуживания и долгая подготовка в полету
Параллельно с авиаконструкторами, работали ракетчики, предложившие гораздо более дешевые и эффективные решения. В итоге тематику атомолетов свернули, а освободившиеся ресурсы направили на ракетную отрасль.
Отдельным направлением было исследование ядерных ракетных двигателей. Ученые разрабатывали концепцию использования атомной энергии для создания реактивной тяги. Один из важнейших экспериментов был проведен в Неваде, где на базе ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя была собрана опытная установка Tory-IIC. Несмотря на успех испытаний, проект закрыли в 1964 году, причин было несколько: сложность обслуживания, загрязнение окружающей среды радиоактивными частицами, опасность ядерного взрыва при поломке и др.
В СССР тоже проводились такие же научные изыскания, в рамках которых был собран опытный образец РД-0410. Полной информации по этому проекту нет, однако, по некоторым сведениям, ученым удалось проверить работу всех узлов, произвести несколько включений установки на короткий промежуток времени. После распада Советского союза все работы по этой тематике были приостановлены ввиду недостаточного финансирования.
Несколько лет назад, в 2018 году, Президент РФ, на одном из своих выступлений, заявил о том, что в недрах МО РФ разрабатывается ракета с ядерным двигателем #"Буревестник", что говорит о продолжении исследований ядерных ракетных двигателей.
Сейчас РФ, Китай и США в основном рассматривают использование ядерной энергии в рамках космических путешествий и колонизации планет.
Атомные автомобили и танки
В 1957 году американская компания #Ford представила широкой публике концепт автомобиля использующий малогабаритный ядерный реактор. Однако, он, как оказалось, был далек от реальности. Автомобили, как и самолеты требовали тяжелого оборудования для защиты пассажиров от проникающего радиационного излучения. Кроме этого, на тот период времени не была еще разработана подходящая ядерная установка.
Сама идея доступа широких масс к ядерным компонентам достаточно опасна и маловероятно, что какое-либо правительство разрешит это когда-нибудь.
Кроме этого рассматривались идеи танков с мобильной атомной установкой. Военным США в 1955 году был предложен проект под обозначением R32 - боевой машины с 90мм пушкой и запасом хода 4000 миль. Какие-то работы по этой тематике проводились, но 1959 году все исследования свернули.
Если в реальном мире не было создано реальных серийных образцов использующих ядерную энергию, то в играх и художественной литературе они нашли широкое применение. Так в серии Fallout авто с ядерным реактором повсеместно используются и главный герой везде встречает их, а в художественном произведении братьев Стругацких "Обитаемый остров" и игре World of Tanks нашлось место атомному танку.
Атомовоз
Использование ядерной энергии для приведения поездов в движение рассматривалось в рамках проекта "Боевой железнодорожный ракетный комплекс" и давало практически неограниченную автономность. В 1983 году стартовали работы по этой тематике, но из-за ряда технических проблем (значительный вес средств экранировки реактора, сложность обслуживания и др.) тематику атомовозов закрыли в 1985 году.
Несмотря на то, что в реальной жизни, атомовозы не используются, в игре "Cyberpunk 2077" - есть вполне себе рабочий экземпляр "Ural"
Атомная энергия - это не только разрушение, её можно применять в мирных целях для улучшения нашей жизни, но с обязательным контролем и соблюдением всех мер безопасности.