Найти в Дзене
Про жизнь

Я – костромской. А корни мои – крестьянские!

очерк (в сокращении) // На фото: Сергей Арсеньевич Репин
очерк (в сокращении) // На фото: Сергей Арсеньевич Репин

Сергей Арсеньевич Репин, отметивший недавно своё 80-летие, представляется мне человеком редкой жизнестойкости, которая во многом объясняется крестьянскими корнями, уходящими в глушь костромских деревень и лесов. В местах, где он родился, когда-то жили государевы крестьяне. Отсюда начиналась династия Романовых. Костромские мужики кормились сами и кормили города России продукцией сельского хозяйства, богатствами лесов, к тому же были они отличными плотниками, гончарами, столярами, пимокатами.

Плотницким мастерством славился и отец Сергея – Арсений Федорович. Пытливый ум, практическая мужицкая хватка, волевой характер, тяга к добру и справедливости – все это у Сергея, в том числе и от него. В семье росло четверо детей, он второй по возрасту. Его мама Клавдия Ивановна, надорвавшись от непосильного крестьянского труда, рано ушла из жизни. Перед смертью просила сына заботиться о младших. Он и заботился о них всю свою жизнь – каждому помог получить высшее образование, поддерживал контакты с ними. Это была патриархальная традиция всех крестьянских семей великой Руси – вместе делить радости, поддерживать друг друга в трудные минуты до конца своих дней. Люди тогда гордились не дворянскими, а народными корнями, уходившими в глубокую древность глухой сельской провинции.

Подростком подшивал валенки, пас овец, пилил и колол дрова, брал на себя заботы, которые прежде лежали на плечах его матери. Да и много чего из нелегкого деревенского быта выпало на его долю.

В школе учился неплохо, там же проявились и его лидерские качества – три года подряд избирался секретарем комсомольской организации. По оценкам в аттестате зрелости немного недотянул до серебряной медали. Пока раздумывал о путях-дорогах дальнейшей жизни, директор Матвеевской средней школы, которую он окончил, предложил поработать старшим пионервожатым.

– Да куда мне, – отнекивался Сергей, – я ни петь, ни танцевать не умею…

– А тебе и не надо петь, пусть они это делают сами, да и не из одних песен и танцев состоит жизнь…

Согласился. Так в его трудовой книжке появилась первая запись – старший пионервожатый. Передо мной фотография из личного архива С.А. Репина образца 1958 года. На ней 39 участников семинара старших пионервожатых Костромской области. Симпатичные девичьи лица с улыбкой позируют перед фотообъективом. И во всей этой компании только один парень – это Сергей Репин. Ему словно на роду было написано с юности и до седых волос быть в гуще трудовых коллективов, где в основном трудились женщины.

Вольно или невольно, но должность старшего пионервожатого открывала путь в педагогику. Наряду с природными способностями и организаторским талантом лидера, она дала ему возможность получить практические навыки работы в детском коллективе. Вспоминая много позже начальную пору своей жизни в Костромской области, он скажет в одном из интервью: «Я почему в свое время пошел в учителя? В 57-м году, работая в школе пионервожатым, я получал 410 рублей (не путать с сегодняшним днем, тогда это были совсем другие деньги). Замечу, у меня за плечами была только десятилетка и мне было всего 17 лет. На эти деньги тогда можно было весьма неплохо прожить. Мой отец работал в то время в МТС и получал столько же, сколько и я. За год я очень прилично приоделся и в костюме, купленном на зарплату пионервожатого, приехал после института учительствовать в Атлян. Труд учителя, педагога тогда ценился высоко, и авторитет его был непререкаем».

Он застал ещё то время, когда детям колхозников не выдавали паспорта и всех ожидал принудительный труд в деревне. Чтобы вырваться, надо было учиться. В его выпуске из 50 человек высшее образование не получили только пятеро одноклассников – таким было стремление к знаниям. Когда поступил в Костромской пединститут на физико-математический факультет, вся деревня ликовала. После первого курса сельчане стали называть его по имени-отчеству.

После окончания института попросил распределить его в школу Атлянской воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Но получилось так, что он уже обзавелся женой. Учитель математики, выпускница того же института Нонна Васильевна вовсе не собиралась ехать за мужем в такую же тьмутаракань. Пользуясь служебным положением своего отца, партийного работника, она получила направление поближе от областного центра. В результате в семейных отношениях образовалась трещина. Сергею пришлось даже на Урал слетать, где он встретился с начальником колонии капитаном Чербадзе, увидел школу, в которой его уже ждали, условия жизни, красоту уральской природы и решение ехать в Миасс только окрепло… В конце концов в Миассе супруги оказались вместе, а вопрос с переадресацией направления (с этим тогда было очень строго) благополучно решился в Министерстве образования РСФСР, после ходатайства заинтересованной стороны – МВД России.

Сергей Арсеньевич Репин (слева) и автор этого очерка
Сергей Арсеньевич Репин (слева) и автор этого очерка

...В 1981 году Сергея Арсеньевича назначили заведующим областным отделом народного образования Челябинской области. 19 лет провел Репин в руководящем кресле системы народного образования. С политической арены за эти годы ушло не одно поколение управленцев, заведующего областным отделом народного образования новые власти стали именовать начальником главного управления образования Челябинской области, убрав из названия его должности слово – НАРОДНОЕ, что коренным образом изменило суть того, чем занимался Репин всю свою жизнь, а именно образованием советского народа. А он все равно оставался востребованным временем. Не раз запускались слухи, что Репин работает последний день. Но наступало завтра, а он оставался на своем месте. Дважды ему предлагали заманчивые должности в Москве, в том числе в ЦК партии и даже пост министра образования России. И в том и в другом случае не хватило чуть-чуть… В первый раз помешал августовский путч. Но туда он и сам не хотел. А в министры из-за интриг в окружении Ельцина он опоздал буквально на 10 минут. Как теперь считает Репин: «Ну и слава б огу. Кем бы я там сегодня был? Московским бомжем? За относительно короткий срок сменилось пять министров! Не успеешь привыкнуть к одной фамилии, как на министерских дверях появляется табличка другого руководителя».

Сегодня Репин один из самых титулованных специалистов в области педагогической науки – доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук. Автор свыше 80 научных публикаций, в том числе трёх монографий, посвященных главным образом совершенствованию организационной структуры управления образованием. За одну из монографий отмечен премией старейшего престижного фонда Франции – общества содействия национальной промышленности Франции.

Проблемы образования волнуют его и сегодня. В одном из своих интервью Репин говорит: «У нас в университете 50 процентов студентов – бюджетники. Это ребята с более серьезной подготовкой. А вторую половину набираем платных – с низким уровнем знаний. Учатся они все вместе. И преподаватель вынужден либо подтягивать отстающих, либо сам опуститься до их уровня. Чаще происходит второе. Этим ребятам лучше бы в ПТУ пойти, а они – в университет. Диплом с горем пополам получат, а специалисты из них никакие. У нас сегодня налицо девальвация образования. Нравственно разлагается не только то поколение, которое учится, но и то, которое учит. А к системе профтехобразования, я уверен, мы еще вернемся. Государство не может долго жить в неведении, сколько именно и каких специалистов ему нужно».

Автор: Рабченок Леонтий

Книга "Мы всё ещё русские" здесь и здесь