Начало разговора ЗДЕСЬ
-- Мама вас баловала в детстве?
-- Никто меня не баловал. Мама с папой работали в другом городе, растила меня бабушка.
-- Что же вас натолкнуло на профессию актрисы?
-- Я много читала, много мечтала, играла в самодеятельности, занималась в кружке. Мне казалось, что я похожа на Тамару Макарову, я ей старалась подражать. А потом я прочитала в газете, что Герасимов набирает курс и... Я прочитала и остановилась, и поняла, что я должна туда ехать.
-- Родители обрадовались?
-- Не думаю. Мама хотела, чтобы я стала врачом, юристом или учительницей. Хотя у нее был прекрасный голос, она пела в молодости в церковном хоре и играла в народном театре украинскую классику. В жизни она была председателем колхоза. Мы -- запорожские казаки, мама была из бедного рода, ее фамилия Сирота, а род наш пошел из села Лучки.
-- У Герасимова трудно было учиться?
-- Нет, очень интересно. Это был праздник, когда он приходил на наши занятия. Он сам был великолепным артистом и все у нас на курсе были маленькие Герасимовы. Он -- ярчайшая личность, человек очень оригинальный: "Старик Станиславский все напутал". Мы учились не по системе Станиславского, мы учились по системе Герасимова.
-- Недавно опять показывали по телевизору "Кубанские казаки." Вы смотрите свои фильмы?
-- "Большую семью" тоже недавно показывали. Я все это знаю, зачем я буду смотреть? То, что было давно, то уже было. Даже когда я и смотрю эти фильмы, то на себя смотрю не как на себя, а как на актрису, которая играет. Вот когда первый раз я увидела себя на экране -- вот тогда был ужас. Я смотрю, а у меня все сцены перед глазами проскакивают, мне кажется, что и роли то у меня никакой нет.
-- Разве вы не понравились себе в роли Даши?
-- Мне все страшно не нравилось: зачем я так сказала, почему я стою, как не знаю, что, почему я не скажу вот так, почему не повернусь?
-- "Кубанские казаки" -- это ведь фильм-сказка, мыльная опера.
-- Я бы так не сказала. Это с подачи Хрущева пошли разговоры. Когда он разоблачал Сталина, то назвал именно эту картину, которую, конечно, все знали и любили, сказав, что тогда лакировали действительность, что у нас, мол, все хорошо с песнями и танцами. Во-первых, это жанр. Вы ведь к "Свадьбе в Малиновке" не придираетесь, как там воюют, какие были командиры и так далее? "Кубанские казаки" -- это оперетта. Вот сейчас снять бы такой фильм! Чтобы люди посмеялись, расслабились, потому что они живут тяжело.
Пырьев очень тонко чувствовал время и то, что людям в данный момент нужно. Подумайте, это 1951 год. Шесть лет, как кончилась война. Полстраны разрушено. Нам же никто не помогал, мы сами вставали. Люди надрывались, работали, стороили дома и каждый год снижались цены на продукты. И люди смотрели эту картину с чувством: "А вот мы так будем жить!"
-- Но жить-то так все-таки не стали?
-- Почему не стали? Жили нормально люди! Конечно, не носили дорогих импортных костюмов, но каждый был одет и обут. Раньше в каждом дворе была спортивная площадка и ЖЭК выделял комнату для детей, где они занимались спортом. Разве этого не было? А сейчас что? Что-то было плохо, да, а что-то было и хорошо. А сейчас такой беспредел. Я боюсь выйти на улицу. Если машину не присылают, я никуда не еду. Поэтому "Кубанские казаки" -- это как сказка про Золушку, вечная. Теперь уже говорят о картине: "Это золотой фонд", а то даже не упоминали, как будто этой картины у Пырьева не было. Это все политические дела, а совсем не народные.
-- Клара Степановна, во время съемок этого фильма у вас случился роман с исполнителем главной роли, с Лукьяновым, и вы вышли за него замуж.
-- Да. Тому все способствовало. Прекрасная природа, замечательная река Кубань. Очень все было красиво. Я была счастлива, что снимаюсь у Пырьева, с известными актерами.
-- Как вы получили предложение сниматься?
-- Я только-только была зачислена в театр, закончив институт. Я шла на первую читку сценария и мы с Пырьевым столкнулись в раздевалке. Он поздоровался: "Здра-асьте!" -- и так долго на меня смотрел. Через несколько дней меня пригласили на пробы и после Пырьев мне сказал: "Я буду тебя снимать". И хотя пробовались еще девушки, он выбрал меня и Владлена Давыдова -- ему нужна была идеально красивая молодая пара.
-- Но ваша по-настоящему звездная роль в фильме "Двенадцатая ночь"?
-- Я думаю, что у меня несколько таких важных ролей. Прежде всего, в "Кубанских казаках", потому что после выхода картины меня знала вся страна на следующий день. Картина вышла одновременно во всех кинотеатрах. Я получила мешки писем от "женихов" -- я же по фильму "невеста", -- все хотели жениться на мне.
-- Вы стали знаменитой и как себя чувствовали?
-- Как будто меня под микроскопом рассматривали. Я была провинциальная девушка и все это не вскружило мне голову. Потом я привыкла, потому что это сопутствует профессии, у всех актеров бывают поклонники. Но в первый раз это все было очень трудно понять и пережить. Все время казалось, что у меня что-то не так. Потом это чувство неловкости прошло и я перестала обращать внимание на то, что на меня смотрят. Хотя это приятно. Знаете, куда хуже было бы, если бы я снялась в пятидесяти картинах и меня никто бы не узнавал. Потом была картина "Большая семья", которая тоже имела огромный успех, я с ней впервые выехала за границу.
-- Что вы испытали, когда оказались за рубежом?
-- Это было как в сказке. Роскошная жизнь, шикарный отель, огромное число любителей автографов. Каждый мой шаг снимали на пленку фотокорреспонденты и это создавало впечатление необычности моего существования.
-- Но ведь вы уже стали звездой, дома, в своей стране? Разве ваша жизнь после этого не изменилась? Материальное положение, квартира и так далее?
-- С чего вы это взяли? Дома я жила обычной жизнью. Убирала, готовила обед, бегала на студию и получала зарплату.
-- И ничего чрезвычайного не произошло после того, как вы прогремели на всю страну?
-- Я получала огромную почту и люди меня все узнавали. И больше ничего. Как я жила в коммунальной квартире, так и продолжала жить. Наверное, тогда мы были совершенно по-другому устроены. Когда я поехала в Канны на фестиваль, у меня было только два платья. На открытие фестиваля мне сшили, а на закрытие у меня не было, и я одолжила у Людмилы Целиковской. Но это все не имело никакого значения. Важно было другое. Я познакомилась там с огромным количеством интересных людей. С Фернаном Леже, Симоной Синьоре, Жаном Габеном, Пикассо...
- Лариса Лужина: "Мне пришлось содержать своих мужей" ЗДЕСЬ
Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!
Беседовала Наталия Корнеева (с) "Лилит"