Найти тему

Ветка Бойня-Симоново. Разобрать, нельзя оставить

В этой статье речь пойдет об одном из неиспользуемых объектов железнодорожного транспорта Мосузла: Железнодорожной линии, соединяющей станцию Бойня и бывшую Ленинскую нефтебазу.

История линии уходит корнями в 1895 г., когда на левом берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря, Товариществом нефтяного производства братьев Нобель был построен комплекс для хранения топлива. Как известно, до массового сооружения нефтепроводов горючие материалы перевозились на судах по водным путям, а с развитием железнодорожного транспорта - в вагонах-цистернах.

Для обеспечения связки Московско-Казанской железной дороги и нефтяных складов товарищества Нобель в конце XIX в. была сооружена продолжительная линия от станции Перово.

То, что сегодня москвоведы и историки ж/д транспорта называют "Симоновская ветка", представляет из себя лишь отрезок от станции Бойня до бывш. станции Симоново, однако, линия несла гораздо большее логистическое значение в эпоху "золотого века" российского предпринимательства. Линия имела в своём составе три крупные станции - "Симоново" на берегу Москвы-реки, "Лизино" в районе нынешней ст. метро "Автозаводская", и "Бойня" в районе нынешнего мясокомбината им. Микояна.

Схема расположения станций Симоново и Лизино. Карта 1901г. Издание Суворина 1:21K http://retromap.ru/071901_z14_55.718239,37.669458
Схема расположения станций Симоново и Лизино. Карта 1901г. Издание Суворина 1:21K http://retromap.ru/071901_z14_55.718239,37.669458

Данная железнодорожная линия сыграла свою важную роль в конце XIX - начале XX вв. в рамках индустриализации России сначала по капиталистическому образцу, а затем - по социалистическому. Район нынешней ст. метро Автозаводской известен своими промышленными гигантами - заводами ЗиЛ и Динамо, в цехах и конторах которых трудились десятки тысяч москвичей и лимитчиков, мимикрировавших, в конечном счете, под коренных обителей Первопрестольной.

Ещё до постройки важного элемента транспортного каркаса, тогда ещё не российской столицы Москвы - Малого кольца (ныне МЦК) именно Симоновская ветка позволяла получать сырье и отправлять продукцию как на общероссийский, так и на мировой рынок.

Лишь, в 1957 г. ответвление на Лизино и сама станция были закрыты, однако, главный ход веки до Симоново работал даже в начала ХХI в. В конце 1970-х гг., всвязи с реконструкцией Стадиона "Торпедо", ветка и станция были перенесены не своё нынешнее место, почти у самой кромки реки.

В середине августа 2020 г., автор СИЖа, проезжая по Симоновскому валу, заметил работы по демонтажу отрезка линии от вала до Крутицкой наб.

Демонтажные работы в рамках благоустройства Симоновского вала. 19.08.20. Фото автора
Демонтажные работы в рамках благоустройства Симоновского вала. 19.08.20. Фото автора

Вооружившись фотокамерой, уже в конце сентября была совершена вылазка в район станции Симоново.

Линия возле Симоновского вала. 23.09.20
Линия возле Симоновского вала. 23.09.20
В пространстве между ГСК. 23.09.20
В пространстве между ГСК. 23.09.20
Стихийный склад демонтированных рельс. 23.09.20
Стихийный склад демонтированных рельс. 23.09.20
Переход через ж/д пути в районе Крутицкая наб., 16.
Переход через ж/д пути в районе Крутицкая наб., 16.
-7
-8
-9
-10
-11
Переезд на Симоовской наб.
Переезд на Симоовской наб.
Железнодорожные ворота на территорию бывш. Ленинской нефтебазы.
Железнодорожные ворота на территорию бывш. Ленинской нефтебазы.