Фраза про Хьюстон и проблемы давно стала мемом, но она не из этого фильма и даже не из этой истории. Здесь она прозвучала несколько иначе, но известная формулировка появилась раньше, в кино. А вот из уст астронавтов ее услышали чуть позже, в 1970 году.
А этот фильм - просто фрагмент из жизни Нила Армстронга, охватывающий 1960-е с триумфальным полетом экипажа "Аполлон-11" на Луну.
Человек на Луне
First Man
2018, режиссер Дэмьен Шазелл
Весьма обыденно показаны и до мелочей осязаемы производственно-технические моменты. Страшно подумать, насколько менее совершенны были все системы обеспечения космических полетов - связь, безопасность, программы, общий комфорт.
Как люди шли на риск после того, как уходили навсегда их товарищи в куда более простых ситуациях, даже не взлетая с поверхности, вот просто - в замкнутом пространстве от какого-то короткого замыкания.
Перед полетом Джанет (Клер Фой) , жена Армстронга (Райан Гослинг) заставляет его сказать детям, что он может не вернуться.
Нам привычнее - когда боятся сглазить, даже намекать на страшные риски, когда уповают на позитивное мышление, говорят - все будет хорошо, мы молодцы, а случайности бывают везде и всегда.
Это космическое братство, когда везунчик тот, кто следующим полетит рисковать, и ему завидуют.
- Хьюстон, у нас ошибка 1202!
- Не обращайте внимания!
Когда бортовой компьютер зависает от не слишком нужного сообщения о том, чем можно пренебречь, и при этом не пропускает важные данные. И приходится действовать по ситуации, оценивая и управляя вручную.
Когда учебные полеты ориентированы остановить продвижение сразу после сообщения об ошибке, а настоящие - на то, чтобы это сообщение не принимать во внимание.
Армстронгу на протяжении фильма случается рисковать всерьез не один раз, и удивляешься, как ему удалось прожить 82 года. Вот кто везунчик.
Когда за полетом Аполлона-11 следили в прямом эфире все американцы, включая жен астронавтов, советским гражданам о нем рассказали только постфактум.
Если у нас космос был однозначно предметом народной гордости, то американцы активно протестовали против затрат на эту отрасль, ты летишь на Луну, а мне нечего есть.
И даже Курт Воннегут, писатель-фантаст, заявил, что на эти деньги лучше сделать Нью-Йорк более удобным для жизни.
Интересно, какой Армстронг был в жизни - такой, каким его показал Райан Гослинг? Не слишком общительным, не выдающим свои горести и радости, раскрепощенным разве что с женой и детьми, реже с коллегами на отдыхе, и то не всякий раз.
Перед полетом спрашивают, что экипаж возьмет с собой в качестве личных вещей.
Один говорит - жена просила свозить в космос ее украшения, чтобы потом хвастаться.
Армстронг отвечает - если б мог, то побольше топлива.
Но мы-то увидим, что он взял, и зачем. Вряд ли он кому-то про это сказал, даже жене не факт.
Когда у астронавтов в хорошую минуту вдруг появляется потребность сопроводить свою радость музыкой, у Армстронга находится кассета - он прихватил в космос ни много ни мало: свою любовь.
- Тут кое-кто посинел, забывая дышать!
Когда видишь все это, тебя трясет и крутит так же, как героев фильма, и ты вместе с ними замираешь, гадая, хватит ли топлива перелететь огромный кратер... и тоже забываешь дышать.
Хорошее кино, не пафосное, не хвастливое. Это и производственная, и жизненная драма. О маленьком человеке и большом шаге.
Выйти из корабля несложно - проблема вернуться обратно.
************
Также: сериал из жизни российских космонавтов Частица вселенной
Три фильма с Райаном Гослингом
*****************
Смотрели этот фильм?
Делитесь впечатлениями, подписывайтесь и приходите еще.
Еще кино про космос:
Орбита 9 и Луна 2112
Пандорум и Высшее общество