«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.
Сюжет
Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона.
Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счёт чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.
Контекст
Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своём роде в России. Ещё до неё по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи.
Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.
Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя добиться такого эффекта. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии.
Секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы.
Судьба художника
Куинджи родился в семье бедного сапожника. Архип рано лишился родителей. Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.
Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза.
Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после неё ещё несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушёл в затворничество.
Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году.