Даже после того, как бывший крепостной превратился в железнодорожного магната Петр Губонин разбогател, он все еще одевался как простой московский купец. Знаменитый алкогольный магнат Петр Смирнов нанимал только тех, кто умел держать слово, а Яков Щукин бесстрашно менял роды деятельности до тех пор, пока не получил то, что хотел, - славу известного предпринимателя. Русское крестьянство иногда рождало невероятные деловые таланты.
Петр Губонин, "Король железных дорог".
Русский "Король железных дорог" Петр Губонин (1825-1894) родился в Коломенском уезде в крепостной семье. С раннего детства он удивлял всех своими способностями - всего за 5 лет научился тяжелому ремеслу изготовления жернова. 17-летний вундеркинд был отправлен в Москву на работу под руководством Василия Яковлева, важного человека в московском камнеобрабатывающем бизнесе. По мере того, как Яковлев старел, Губонин унаследовал его связи и контракты. В 1848 году, когда началось строительство дороги из Москвы в Брест, Губонин получил право строить все каменные здания вдоль этой дороги.
К 1858 году Губонин выкупил себя и свою семью из крепостностничества и купил под Москвой каменную мельницу. Компания Губонина занималась каменной отделкой набережных вдоль Москвы-реки, а также мостов и некоторых городских зданий. Но Губонин извлек максимум пользы из своего состояния, когда вступил в железнодорожный бизнес. Железная дорога Москва-Курск, Орёл-Витебск, Лозово-Севастополь, Урал, Горнозаводск, Балтика и другие железные дороги - все они были построены при его участии и на его средства.
"Никто не мог понять, почему такие люди, как Губонин, у которых не было ни копейки денег, ни инженерных знаний, за два-три года стали миллионерами", - писал князь Владимир Мещерский, публицист XIX века. Вот почему: Такие люди, как Губонин, зарабатывали деньги сразу, как только видели возможность. Например, когда-то недалеко от Царицына (ныне Волгоград) Губонин увидел каменно-соляную мельницу. Через несколько лет он организовал солеторговую концессию и со своим капиталом стал контролировать хорошую долю производства соли в России. Позже Губонин также зарабатывал на нефти, угле, трамваях и даже построил популярный курорт в европейском стиле в Гурзуфе (Крым).
В 1872 году Губонину было присвоено потомственное дворянство, а в 1875 году - звание действительного государственного советника. В знак благодарности императору Александру II Губонин подарил ему дорогой чернильницу со следующей надписью: "От бывшего крестьянина, ныне, по Вашей милости, действительного государственного советника Петра Губонина". Видимо, императору этот подарок понравился, так как он всегда держал эту чернильницу на своем столе. Сам же Губонин не любил хвастаться - даже после того, как стал одним из богатейших людей России, он все равно одевался как московский купец - в длинноволосый плащ, джек-боты и простую шляпу.