Найти тему
Открытые НКО

Главное правило «Пацанского клуба» - дать ребенку право на ошибку: как стать значимым взрослым для детей

Юлия Сальникова

Фёдор Цун – дважды папа. У него, как в фильме Рязанова, «мальчик и… тоже мальчик». Но к наставничеству он пришел не с рождением сыновей, а гораздо раньше. В 2012 году в качестве волонтера стал работать с детскими домами. Были разные программы, но не было ощущения, что вся эта деятельность к чему-то ведет. Хотя при поддержке общественной организации «Союзники», которой Федор руководит, выпускница детского № 4 дома впервые получила высшее образование. С девочкой работали репетиторы, которых пригласили волонтеры, теперь она уже выпускница Высшей школы милиции.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

Фёдор всегда был против разовых благодетелей, которые в новый год являются к сиротам с килограммом мандаринов, и против корпоративных визитов в детдома, какие любят устраивать компании, как некий вид тимбилдинга.

— Самое необходимое для сироты – это значимый взрослый. Тот, к которому можно привязаться, и который не исчезнет. Вереницы мелькающих людей лишь усугубляют расстройство привязанности, — объясняет Фёдор Цун, руководитель Хабаровской региональной благотворительной общественной организации «Проектная группа «Союзники».

Это сейчас в разных городах общественники запускают программы наставничества, а тогда, в 2012 году, когда Фёдор только начал взаимодействие с детским домом № 4, подобными практиками и не пахло.

— Мы теперь даже в шутку говорим, что мы занялись наставничеством задолго до того, как это стало мейнстримом, — говорит Фёдор.

А через год он женился на педагоге того самого детского дома. Его жена, Юлия, кстати, и была инициатором запуска программы индивидуального наставничества для детей-сирот «Стань старшим другом», а сам Федор стал прототипом наставника.

Баннер у дороги про «дядю»

Постепенно команда росла. Появлялись новые направления, они вышли за пределы детского дома со своими программами. Однажды провели в университете научно-технический фестиваль. Собрали энтузиастов, радиолюбителей, авиамоделистов. В итоге получилось 23 площадки, задействовали все 3 этажа Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Устроили зрелищное шоу для детей: пробовали строить роботов, изготавливали планеры, ставили простейшие химические опыты, подключали лампочку к картошке, печатали на 3D-принтере. Людей, которые горят своим делом, которым нужна была возможность поделиться своим опытом и знаниями, оказалось очень много.

— Неким тригером для меня к созданию «Пацанского клуба» стал баннер у дороги. Это была социальная реклама от ГИБДД. Большой щит, на нем ребенок в виде ангелочка и подпись: «Мама, дядя меня просто не заметил». Я приехал домой и всё думал, почему мама, а не папа? А главное, почему, именно дядя в социальной рекламе выставлен негодяем? Тёти не попадают в аварии? Почему общество всю тяжесть вины возлагает на мужские плечи? Я говорил на эту тему с женой, она тоже замечает, что общество, где постоянно говорят «не осталось мужиков», само создаёт токсичное инфополе вокруг образа мужчины.

Все, что касается семьи, в обществе ассоциируется с хорошей мамой и нехорошим папой: алкашом, алиментщиком, тунеядцем или, наоборот, карьеристом, который отец только по одной строчке в свидетельстве о рождении ребенка, а не по участию в жизни сына или дочери.

— Мы так долго боролись за права женщин, что не заметили, как потеряли мужчин. Женщины теперь и сами добытчики, успешно строят карьеру, занимают руководящие должности. Роль защитника у мужчины теперь тоже не особо реализована. Так что мужчины прилегли на диван, взяли пиво. Вот и созрел новый образ «настоящего мужчины» горизонтально лежащего, у которого из отличительных черт — шарфик «Зенита» или «Спартака». Очень неприглядная картина, — признается Фёдор.

Главное правило «Пацанского клуба»

Он стал всё больше задумываться об этой проблеме и пришел к тому, что у мужчин нет даже элементарного пространства для реализации своего потенциала в семье.

— Мужчина – он же многое может и умеет, он способен созидать что-то из ничего, делать сложные вещи, наука, инженерия – но всё это уходит вместе с нами. Мы не передаем свой опыт детям. Мужик с золотыми руками, но дети неумехи – всё это оттого, что отсутствуют навыки передачи своих знаний. Каждому новому поколению приходится многому самостоятельно заново учиться. Потому что привычный метод передачи опыта через подзатыльники не работает. Эти «уроки» отца через крики и оскорбления сильно отстали от запросов времени. Дети не верят таким мужчинам, не могут ничему у них научиться, — рассказал автор программы.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

Так родилась идея «Пацанского клуба», места, где мужчины смогут учить детей и друг друга тому, что хорошо умеют сами: фотограф – делать хорошие снимки, спортсмен – проводить тренировки, любитель походов соберет всех с палатками в лес. Задача максимум – дать отцам, тем, кто в клубе, и тем, кто просто наткнулся на информацию о нем в Интернете, понимание, насколько важно передать свой профессиональный или социальный опыт детям. Сейчас в клубе около 20 постоянных участников, это и мужчины, у которых нет своих детей, и папы, и дедушки, даже старшие братья есть. Участником клуба является не отдельный мужчина или отдельный ребёнок, а тандем взрослого мужчины и ребёнка.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

— Как выясняется, любому мужчине есть о чём рассказать и что показать детям. Вы не представляете, сколько гордости, например, испытывает в момент урока ребенок, если занятие ведёт его отец.

У « Пацанского клуба» нет грантов или спонсоров, но есть помощники. Администрация Хабаровска выделила помещение под клуб, а столярную мастерскую укомплектовали силами простых горожан. Фёдор написал один пост в соцсетях и… неделю ездил по Хабаровску, по адресам, где люди просто так делились инструментами на социальный проект. Один из участников клуба – профессиональный тренер, он ведет занятия по боксу с участниками клуба в своём зале.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

Главное правило «Пацанского клуба» — дать ребенку право на ошибку

— Мой батя, я даже не знаю, чего он не умеет. Попади он в тайгу, обязательно добудет огонь и еду, — говорит Фёдор. — Вся деревня, откуда я родом, ходит с ножами, которые сделал мой отец. Он переделал сотню ножей, но не передал мне свой опыт. И теперь я на личном опыте понимаю, насколько важнее передать свои умения ребёнку. Многих отцов останавливает страх – ребенок обрежется, испачкается, а также внутренний перфекционист – «не позорь меня», «если что-то делаешь – делай хорошо», «не умеешь-не берись». Моя позиция – обратная: не умеешь — берись. Это будет поначалу гарантированно плохо получаться, но если не пробовать – ты никогда не научишься.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

Фёдор считает, что взрослые сначала своими «нельзя» и «ты испачкаешься», а потом бесконечными укорами в том, что ребенок ничего не умеет делать, сами толкают детей к телефонам, соцсетям. Там они могут ошибаться, но мама с папой об этом вряд ли узнают.

— Мы считаем, что у начинающих мужчин должна появиться территория, свободная от чрезмерной опеки, укоров в неумелости, страхов. Территория, где у взрослых наставников будет возможность делиться своим опытом созидания с мужчинами подрастающими. Место, где даже ничего не умеющий (на первый взгляд) отец получит возможность провести время с сыном, создавая что-то вместе, вместо того, чтобы прятаться друг от друга или искать повод сбежать из дома потому что не знает, что делать со своим сыном, — размышляет Фёдор.

Клуб при этом больше про атмосферу, чем про знания – вырастить художника или спортсмена – не цель команды. Хотя именно здесь папа может разглядеть талант ребенка и записать его в профильный кружок, где его способности разовьют профессионалы. Это место про связь, и если говорить про обучение, то учатся в Клубе, скорее, сами мужчины.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

— Сам факт того, что город откликнулся и выделил нам помещение, что про нас пишут в СМИ, рассказывает Всероссийский Союз отцов, звонят из отцовских объединений из других городов, чтобы запустить у себя аналог программы, — все это говорит, что мы попали в болевую точку общества, — размышляет Фёдор.

Планы у него и его команды большие. Речь даже не про сеть клубов в регионе, Фёдор мечтает однажды применить наработки в сфере наставничества для борьбы с гетто, нищетой и для помощи кризисным семьям.

Фото: Проектная группа «Союзники»
Фото: Проектная группа «Союзники»

— Мы работаем над тем, чтобы перезапуститься в новом формате, — рассказал руководитель общественной организации. — Нужно идти туда, где больно. Тот же «Пацанский клуб» – это всё-таки больше работа с теми, у кого всё итак неплохо. Задача в будущем разработать методологию большой перезагрузки людей и территорий, находящихся в настоящем глубоком кризисе.

👉 "ОТКРЫТЫЕ НКО" - подписывайтесь на наш канал и каждый день будьте в курсе новостей о Благотворительности в России ✔️