Найти тему
Биполярные Ночи

Галлюцинации и болезнь моего дяди

Здравствуйте, меня зовут Анна. Я думаю, у каждого из вас когда-то в жизни был такой период, что всё валилось из рук и вы не понимали, что с вами происходит, почему всё вокруг какое-то нереальное и как вообще от этого избавиться. Лично я с ранних лет увлекалась психологией, даже проходила онлайн-курсы по этой теме, читала книги по психологии и по психиатрии, поступила на первый курс психологического факультета в университете. Наверное, на это повлияли воспоминания о моём дяде – старшем брате матери, который долго страдал от психических расстройств, и никто из врачей не мог понять, что конкретно с ним происходит. Он умер лет в 45 от рака лёгких (сколько помню его, дымил, как паровоз).

Только под конец жизни ему поставили официальный диагноз – биполярное расстройство. Одним из наиболее жутких воспоминаний о его болезни, которое остро врезалось в мою детскую память, были его галлюцинации. Честно, мне, пятилетней девочке, было очень страшно: и за него, и за себя. Как я уже говорила, он много курил и периодически уходил в запои, во время которых только напивался, спал по 20 часов и практически не выходил из дому. Один раз мама привела меня из детсада немного раньше и буквально на 5 минут спустилась в ларёк купить фрукты, оставив меня с дядей Витей (она старалась никогда не допускать, чтоб мы с ним оставались наедине, хотя он никогда не проявлял ко мне прямую агрессию – ко всем, но не ко мне).

Помню, сидела в своей комнате, играла с двумя куклами, а он позвал на кухню пить чай. Я пришла, мы сели и замолчали, и тут я увидела, как его трясёт и как отчётливо дёргается его левое плечо. И вдруг, он в панике закричал и бросил свою чашку на пол. Он начал кричать, что она вся полна жуков и он «не может», «не может»… Я понимала, что там нет и могло быть никаких жуков, я нагнулась, подняла чашку, посмотрела в неё, она, естественно, была чистой и никаких жуков там и в помине не было. Тогда я дико испугалась, расплакалась, убежала в свою комнату и закрылась на засов, вжалась в стенку, обняла двумя руками игрушечного медведя и в слезах ждала маму. Она пришла практически через минуту, быстро зашла ко мне, порывисто обняла, попросила успокоиться и ушла к дяде. Наверное, она сделала ему укол, но через десять минут дядя Витя уже спал.

                                                 Эдвард Мунк, "Крик" (1893)
Эдвард Мунк, "Крик" (1893)

Я всегда размышляла о том, как это страшно. Это было настолько страшно, что словами не описать. Сейчас, спустя столько лет, я понимаю, что самое лучшее, что можно сделать – поддержать такого человека, или, хотя бы, не оскорблять, не клеймить. Каждый из нас может столкнуться с психическим расстройством, оно не всегда видно невооружённым глазом с самого рождения, иногда оно развивается у абсолютно здоровых или практически здоровых людей – в связи с травмирующими ситуациями, пережитым насилием, злоупотреблением какими-то веществами. На этом канале мне хочется больше говорить о вещах, с которыми не все знакомы, детально рассказывать, попробовать помочь.

                                                Фотография: ello.co
Фотография: ello.co

Моему дяде Вите, которого я боялась, но всё равно любила (отца и его родителей я практически не знала, дедушка умер, когда мне было 3 года), помочь было некому, в те годы таких людей ненавидели и клеймили позором. Я надеюсь, что здесь собирается адекватная, взрослая публика и я очень прошу не опускаться до издевательств и оскорблений в комментариях. Спасибо за то, что уделили время!