В российских кинотеатрах состоялась премьера драматической киноленты «Мавританец», история о силе духа, вере и безграничном страхе, что лишает нас человечности. Да, картина не лишена политической составляющей, и, возможно, той самой причиной, позволившей фильму о чудовищных ошибках американского правительства 2000-х, выйти в широкий прокат стала попытка упрекнуть республиканцев в неспособности управлять государством (как утверждают некоторые кинокритики), однако, посмотрев это кино, разве это первым придет нам в голову.
Долгое время киноиндустрия не баловала нас фильмами о сильных людях, о морали, о предрассудках, о ксенофобии. Ксенофобии не расовой, а той, что рождается в нас, когда мы сталкиваемся с миром, к которому мы никогда не принадлежали, тем миром, к которому мы заранее настроены агрессивно, потому что общество, СМИ или государство нам сказало, что он ответно враждебен по отношению к нам.
Почему для развития современного кинематографа важен фильм «Мавританец»? Во-первых, эта история основана на реальных событиях, и базисом ее служит автобиография заключенного лагеря Гуантанамо на американской военной базе на Кубе, а значит, мы обязаны воспринимать эту историю максимально серьезно, так как она дает нам понять, что неважно, какой идеальный мир мы можем себе придумать в своей голове, неважно, будем ли мы жить богобоязненно и порядочно: никто не застрахован от беспощадной и жестокой системы, что движима слепым страхом.
Во-вторых, лента вскрывает страшные ошибки этой самой системы, которые необратимо изменили жизнь не только главного героя картины, но и многих других несправедливо обвиненных. Этот тот редкий случай, когда фильм сняли в том государстве, в котором эта система была создана и работает до сих пор, и киноработа не подверглась цензуре, как это часто бывает. Искупление ли это, или цель совсем иная, нам неясно, да это и неважно.
У картины довольно сильный актерский состав, иногда весьма неожиданно подобранный. Например, непривычно видеть Бенедикта Камбербэтча в роли американского военного, а Шейлин Вудли сложно воспринимать в роли начинающего юриста, но это лишь неизбежные штампы, что мы ставим на каких-то актеров, которых мы привыкли видеть в определенных образах, и с этим внутренним замешательством справиться зрителю будет несложно.
Еще один плюс фильма - это операторская работа и монтаж. Довольно разумно разделить кинокартину, наполненную различного рода воспоминаниями, использовав при этом различный формат съемки. Так мы понимаем, где – реальность, где - хорошие, а где – плохие воспоминания героя. Это важно не только для самой истории, но и для понимания зрителем того, что происходит на экране, когда режиссер использует нелинейное повествование (с данной задачей, например, не справился Томас Альфредсон в «Снеговике»).
Теперь о главном. Это кино не только о всепоглощающем слепом страхе, но и о духовном росте, о вере: совесть, бог это или закон – неважно. Каждый из героев проходит свой путь и, теряя что-то, приобретает что-то взамен: то самое, что делает любого из нас человеком.
Разум людей сегодня наполнен материальными желаниями, страхом неизвестности, ненавистью к другим, а окружающий мир становится пошлым и мрачным местом. Только смелость, стойкость и сострадание делают нас людьми. Быть человеком – это осознанный выбор, и именно этот выбор делают герои фильма, не взирая на принесенные жертвы.
Это ли хотел донести до зрителя режиссёр или нет, но хотелось бы, чтобы, узнав эту историю, мы задумались о том, чтобы стать лучше и ближе друг к другу.