Найти тему

Свобода - это прощение. "Мавританец" рассказывает миру свою историю

В российских кинотеатрах состоялась премьера драматической киноленты «Мавританец», история о силе духа, вере и безграничном страхе, что лишает нас человечности. Да, картина не лишена политической составляющей, и, возможно, той самой причиной, позволившей фильму о чудовищных ошибках американского правительства 2000-х, выйти в широкий прокат стала попытка упрекнуть республиканцев в неспособности управлять государством (как утверждают некоторые кинокритики), однако, посмотрев это кино, разве это первым придет нам в голову.

Долгое время киноиндустрия не баловала нас фильмами о сильных людях, о морали, о предрассудках, о ксенофобии. Ксенофобии не расовой, а той, что рождается в нас, когда мы сталкиваемся с миром, к которому мы никогда не принадлежали, тем миром, к которому мы заранее настроены агрессивно, потому что общество, СМИ или государство нам сказало, что он ответно враждебен по отношению к нам.

Кадр взят из открытого источника
Кадр взят из открытого источника

Почему для развития современного кинематографа важен фильм «Мавританец»? Во-первых, эта история основана на реальных событиях, и базисом ее служит автобиография заключенного лагеря Гуантанамо на американской военной базе на Кубе, а значит, мы обязаны воспринимать эту историю максимально серьезно, так как она дает нам понять, что неважно, какой идеальный мир мы можем себе придумать в своей голове, неважно, будем ли мы жить богобоязненно и порядочно: никто не застрахован от беспощадной и жестокой системы, что движима слепым страхом.

Во-вторых, лента вскрывает страшные ошибки этой самой системы, которые необратимо изменили жизнь не только главного героя картины, но и многих других несправедливо обвиненных. Этот тот редкий случай, когда фильм сняли в том государстве, в котором эта система была создана и работает до сих пор, и киноработа не подверглась цензуре, как это часто бывает. Искупление ли это, или цель совсем иная, нам неясно, да это и неважно.

Кадр взят из открытых источников
Кадр взят из открытых источников

У картины довольно сильный актерский состав, иногда весьма неожиданно подобранный. Например, непривычно видеть Бенедикта Камбербэтча в роли американского военного, а Шейлин Вудли сложно воспринимать в роли начинающего юриста, но это лишь неизбежные штампы, что мы ставим на каких-то актеров, которых мы привыкли видеть в определенных образах, и с этим внутренним замешательством справиться зрителю будет несложно.

Еще один плюс фильма - это операторская работа и монтаж. Довольно разумно разделить кинокартину, наполненную различного рода воспоминаниями, использовав при этом различный формат съемки. Так мы понимаем, где – реальность, где - хорошие, а где – плохие воспоминания героя. Это важно не только для самой истории, но и для понимания зрителем того, что происходит на экране, когда режиссер использует нелинейное повествование (с данной задачей, например, не справился Томас Альфредсон в «Снеговике»).

Кадр взят из открытых источников. По мнению автора лучшим моментом фильма был разговор главного героя и одного из заключенных о море и о том, что нужно верить о скором возращении домой.
Кадр взят из открытых источников. По мнению автора лучшим моментом фильма был разговор главного героя и одного из заключенных о море и о том, что нужно верить о скором возращении домой.

Теперь о главном. Это кино не только о всепоглощающем слепом страхе, но и о духовном росте, о вере: совесть, бог это или закон – неважно. Каждый из героев проходит свой путь и, теряя что-то, приобретает что-то взамен: то самое, что делает любого из нас человеком.

Разум людей сегодня наполнен материальными желаниями, страхом неизвестности, ненавистью к другим, а окружающий мир становится пошлым и мрачным местом. Только смелость, стойкость и сострадание делают нас людьми. Быть человеком – это осознанный выбор, и именно этот выбор делают герои фильма, не взирая на принесенные жертвы.

Кадр взят из открытых источников
Кадр взят из открытых источников

Это ли хотел донести до зрителя режиссёр или нет, но хотелось бы, чтобы, узнав эту историю, мы задумались о том, чтобы стать лучше и ближе друг к другу.