Почему общение бывает в тягость?
Вам попадал маленький камешек в обувь? И вытряхнуть бы его скорее, да ситуация такая, что нет возможности избавиться от раздражителя. Так бывает. И вы терпите боль, натирая мозоль.
Вас вызывает начальник и начинает долго и методично отчитывать. Вы уже не понимаете, какие у него к вам претензии. Такую «беседу» трудно прервать по вашей инициативе. А ваше давление резко скачет.
Вы разговариваете с коллегой или приятелем. Вы не ждете никакого подвоха от него. И вдруг возникает чувство напряжения, недоговоренности, раздражения. Происходит что-то непонятное. Но вы сдерживаетесь, не хотите никого обижать.
Вам не по себе. Вы чувствуете усталость, злость, раздражение и душевное смятение. Не понимаете, в чем причина и начинаете сомневаться в себе. Что не так с вами? Зачем вы терпели? Что произошло?
Не спешите делать выводы о своей виновности. Вы стали жертвой скрытой агрессии другого человека, часто из самого близкого окружения. Объяснение скрывается в его пассивно-агрессивном поведении, ваших слабых психологических границах и защитах.
Немного об агрессии
Каждый попадал в подобную ситуацию, когда открыто агрессия в вашу сторону не проявляется, но она есть. Это хорошо чувствует наше подсознание и подает нам сигналы. И в чем же причины такого поведения человека, с которым происходит общение?
Человек, который пытается причинить вам боль, может быть просто злым, завистливым и жестоким. И только вам решать, будет ли он хозяином ваших эмоций, удастся ли ему испортить вам настроение и выйти победителем из такого рода общения.
Агрессия в современном обществе достигла такого высокого градуса, что даже взгляд или слово могут спровоцировать жесткую ответную реакцию. Но от человека, проявляющего открытую агрессию, мы разворачиваемся и уходим. Мы не тратим свои нервы и силы. Не терпим.
Ребенок кричит, сжимает кулачки, колотит ножками для устранения боли. Взрослый человек испытывает агрессию для восстановления автономии и душевного равновесия, удаления препятствий и барьеров, разрушения источника страдания или страха. Иногда для восстановления своего «Я», самооценки и своих границ.
Крайняя форма агрессии – стремление устранить, физически уничтожить другого или даже себя. Средняя степень - садизм. Ненавистник стремится обесценить и унизить другого. Мягкая форма агрессии – желание доминировать, получить над другим власть и влияние. Такая агрессия часто скрытая.
Как проявляется скрытая агрессия
Скрытая агрессия проявляется в ненависти. Ненавидят тех, кому завидуют. Зависть пробуждает злость, которая уничтожает все хорошее, что дорого завистнику. Ведь ему таким хочется быть или иметь то, что есть у ничего не подозревающего человека.
Агрессор с трудом выносит общение с ненавистным ему человеком. Проявляется агрессия в высокомерии, сплетнях, обидных шутках, нарочитом непонимании, ссорах на пустом месте.
Во всех проявлениях скрытой агрессии обязательно присутствует ложь. Через хроническую лживость человек переносит на других свое негативное отношение к себе и людям. Он приписывает все свои пороки другим.
Расчеловечивает людей, обвиняет во всех смертных грехах. Для чего? Чтобы самому для себя выглядеть хорошим. Каждый человек хочет быть хорошим. И наказывает других за свое несовершенство.
Как защититься от скрытого агрессора
Как выйти из такой ситуации? Как справиться со скрытой агрессией собеседника в вашу сторону без психологических потерь? Вежливый, тактичный, деликатный человек вполне может выйти победителем.
Для начала выдохните. Потом подышите медленно и посчитайте от десяти до нуля. А теперь говорите.
Не говорите громко и быстро. Это повышает градус кипения эмоций.
Перенесите разговор, уйдите от общения.
Попробуйте переключить разговор на другую тему.
Нацельтесь на результат. Мы получаем то, на чем сосредоточены. Переведите разговор в конструктивное русло, без провокаций и оскорблений.
Когда вас провоцируют, то используют наживку. Это слова и фразы, которые вас цепляют и заставляют спорить или оправдываться. Если вас накроют эмоции, то вы обязательно потеряете контроль над ситуацией. Учитесь обесценивать важность таких слов и фраз, не ведитесь на наживки.
Не вступайте в словесную перепалку. Не подавайте виду, что вы вообще заметили удар исподтишка. Спокойно гните свою линию. Можете даже внимательно разглядывать своего собеседника. Оценивайте его, а не себя.
Можно крутить в руках предмет или перекладывать вещи для того, чтобы успокоиться. Но лучше постарайтесь переключить человека на другую тему, отвлечь его или убедить в своей позиции. Умению убеждать можно и нужно научиться.
Результат —лучшее лекарство от обид. Нацельтесь на получение результата, а не на свои переживания.
Слова-помогайки и стоп-фразы
Даже аргументы против нужно начинать со слова «да». Человек успокаивается, когда с ним согласны.
Объедините себя и другого в «мы с вами», «мы в одной лодке». Люди проще встают на сторону своих.
На все попытки вас задеть, отвечайте: «Я понимаю, что вы расстроены» Этим вы обесцените оскорбление и дадите за него прощение.
Покажите понимание, что вашему собеседнику трудно. Посочувствуйте ему: «Это действительно нелегко».
Уходите от общения, если собеседник на эмоциях и не слышит вас: «Давайте поговорим завтра».
Есть и запрещенные фразы: «я вас услышал(а)», «не нервничайте», «успокойся». Эти фразы только подольют масла в огонь.
Берегите себя
Зависть, злость, гнев, ярость, ненависть, раздражение сопровождают развитие человечества на протяжении веков, помогают выжить. В норме агрессия работает для защиты близких людей, чего-то ценного и значимого. В других случаях разрушает, в том числе и самого человека.
Когда выпады скрытой агрессии в вашу сторону повторяются, меняйте ситуацию и старайтесь повлиять на человека . Если результата нет, то нужны ли вам такие ситуации и такие люди? Берегите себя.