Как отмечалось в предыдущей статье, существует две формы агрессивности недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, и получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивности ребенка. И если недеструктивная агрессивность является обычным механизмом адаптации, то враждебная деструктивность является непосредственной подоплекой жестокости и садистических наклонностей.
Приведем пример враждебного поведения с намерением получить удовольствие от причиненной другому боли. Этот тип агрессивного поведения, которое мы можем назвать дразнящим или насмешливым, проявляется у детей примерно с одного года жизни.
Маша двух с половиной лет заинтересовалась игрушкой, которую изучал полуторагодовалый Антон. С неким подобием улыбки на лице она подошла к мальчику и вырвала игрушку у него из рук. Ее мать отвлеклась и не заметила этого. Когда Антон занялся другой игрушкой, Маша снова выхватила ее у Антона. Тот занялся третьей игрушкой, но и ее Маша тут же отобрала у него. Ее улыбка выражала очевидное удовольствие. Теперь плач Антона был услышан, и мать Маши вынуждена была вмешаться.
Дети реагируют на чувство враждебности, предшествующее враждебным поступкам, совершенным по отношению к ним. Подобная враждебность проявится, когда для этого возникнут более простые для ребенка условия. Иными словами, когда дети (или взрослые) действуют садистически, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное "я" было ущемлено. Оскорбление нарциссизма (чувства любви к себе, самоуважения) есть основной источник подобных поступков.
Таким образом, деструктивная враждебность, как и другие формы жестокости, вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля. По мнению К. Лоренца в этом и состоит суть враждебного поведения и проявлений ненависти и ярости.
Подобная форма агрессивности, носящая характер амбивалентности, хорошо известна специалистам, работающим в области психического здоровья. Именно она может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, острого чувства вины, формировать грубые черты в характере, лимитировать способность к адаптации, к установлению доброжелательных отношений с людьми и ко многому другому.
Основными причинами проявления детской агрессии являются:
1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;
2) стремление получить желанный результат;
3) стремление быть главным;
4) защита и месть;
5) желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) не являются жестокими. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
В дальнейшем все больше начинает проявляться и темная сторона агрессии – враждебная деструктивность. Чаще всего дети контролируют ее проявления. Однако по нижеперечисленным причинам контроль над собой снижается.
Этиологическими факторами патологического агрессивного поведения являются:
1) Дисгармоничное воспитание;
2) Безнадзорность;
3) Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка;
4) Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи;
5) Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка;
6) Врожденные физические аномалии
7) Хронические соматические заболевания;
8) Органические заболевания и иные поражения головного мозга;
9) Нарушения интеллектуального развития;
10) Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность среди сверстников;
11) Неврозы и невротическое развитие;
12) Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста;
13) Эмоциональные расстройства;
14) Посттравматическое стрессовое расстройство;
15) Психопатическое развитие и личностные расстройства;
16) Психотические состояния.
Важнейшим фактором в формировании контроля агрессивности является семья. Дело в том, что любому человеку хочется думать о своей семье как о надежном убежище, в котором всегда можно укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем поддерживаем самые близкие отношения.
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне нее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Согласно теории привязанности, дети дошкольного возраста различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок, в общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность будут ополчаться на других детей сверстники будут отзываться о них как об агрессивных будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению. Исследователь подчеркивает важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «...исходя из этих данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения».
Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Конечно, семья далеко не единственный решающий фактор в формировании агрессивного поведения. Однако воспитание является крайне важным аспектом формирования личности.
На этом все, в следующей статье мы рассмотрим жестокость в семейных отношениях, как она проявляется и чем может быть вызвана.
Пишите в комментариях какие еще темы были бы интересны лично Вам и я обязательно рассмотрю их в одной из будущих статей.