Что такое утешение?
Еврейский глагол нахам в разных залогах имеет некоторые различия в значениях. Например, в залоге пиэль он так и переводится, - «утешать». В еврейском залоге нифаль значение глагола несколько иное : «сожалеть, раскаиваться; утешаться». А в залоге хитпаель кроме значений «жалеть, каяться, успокаиваться», есть своеобразное значение глагола: «утешаться местью».
Так что же такое утешение?
Утешать можно расстроенного человека, огорченного, обиженного, плачущего. Нас утешают, когда мы чем-то разочарованы и когда нам плохо. А когда хорошо? Является ли утешение целительным средством только для души израненной? И означает ли, что утешать – это говорить только добрые вести?
Сороковая глава книги пророка Исаии является образцом Божьего утешения. С призыва утешать эта глава и начинается: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис.40:1,2). Божья рука поражает, Его же рука и врачует.
Мы понимаем, что утешать несправедливо обиженных – это нормально. Но как утешать обиженных справедливо? Нужно ли вообще это делать? Да. Но при условии покаяния.
Господь видел сердца израильтян, которые получат опыт вавилонского плена и покаются. Весть Исаии дана за 150 лет до того, как Божий народ вернется на родину из плена, вернется обновленным, умудренным, вдохновленным и верующим.
Весть о возвращении из тяжкого плена была дана заранее, чтобы люди имели утешение и надежду, чтобы не отчаивались в уповании на Господа.
Утешать можно раскаивающегося, поэтому записано далее: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис.40:3-5).
Но что если человек упорствует и не раскаивается? Это значит, что он утешения не ищет и в нем не нуждается.
Знаменательны по этому поводу слова Иисуса Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37,38).
Сколько раз Господь хотел утешить, согреть, оградить от бедствий Свой жестоковыйный народ. Но они не захотели раскаиваться и возвращаться к своему Богу. Не захотели Его утешения. Результат – развалины Иерусалима, оставленные вавилонскими войсками в 586 г. до Р.Х., а затем в 70 по Р.Х. полчищами Рима.
Бог не беспомощен спасать Свой народ от уничтожения. Он не бессилен для нас, но силен в нас. Силен как Своей творческой рукой, так и милосердием.
В текстах Ис.40:12-31 воспевается Его сила и Его милость.
Милость в отрыве от силы производит анархию подобную той, которая описана в библейской книге Судей: «Каждый
делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.17:6).
Сила в отрыве от милости приводит к деспотизму и тирании.
И первый вариант, и второй никуда не годятся.
Когда мы говорим, что «добро должно быть с кулаками», мы подразумеваем при этом баланс силы и милости. Бог есть Бог любви. Одновременно Бог есть Бог ревнитель, способный постоять за Своих любимых детей как истинный Отец. Поэтому у Господа милость и сила соединены вместе, соединены неразрывно и сбалансированно. Одно не существует без другого.
Бессильная любовь – это качество безмолвных идолов. Им же люди приписывали немилосердные силы природы.
Но идол в мире ничто, потому что «идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо» (Ис.40:19,20).
Могут ли идолы утешать? Могут ли проявлять силу творческую, живительную? Могут ли вдохновлять и давать утомленному крепость? Утешение Божье окрыляет, мы расправляем согбенные плечи и поднимаем голову. Только Господь может утешать так, что «надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся» (Ис.40:31).
Христос утешает нас в скорбях, и это подкрепляет, поднимает дух, чтобы идти дальше по жизни с надеждой и твердой уверенностью.
Но самое главное утешение от Господа, которое нужно и в горе, и в радости, то, что Он всегда рядом. «Се, Я с вами во все дни» (Мф.28:20). И это утешение дано, чтобы мы не боялись никого и ничего, кроме греха. Другого утешения по сути нам и не нужно.
Да будем мы всегда чувствовать руку и присутствие Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.