Здравствуйте, дорогие друзья.
Есть в мире любовь. И есть фильмы о любви. И в большинстве фильмов о любви мужчина и женщина красиво целуются в конце или, взявшись за руки, уходят в закат.
А ещё бывает любовь в слезах, когда героиня кричит, бьёт героя по лицу, а потом падает в его объятия. И звучит романтическая музыка.
Это прекрасно. Мы все любим такие фильмы. Они не задают слишком много вопросов, не заставляют думать: "А что такое любовь?".
Но есть и другие фильмы: они задают такой вопрос. А иногда даже дают на него ответ. По крайней мере, заставляют вспомнить вечные слова: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит".
Мы уже много раз повторяли, что советское кино всё про любовь. Но и в нём есть свои певцы любви, свои Орфеи. Один из них - Евгений Иосифович Габрилович, замечательный советский писатель и киносценарист. В любви он даже не гроссмейстер - он чемпион чемпионов. Рассказать о нём в двух словах невозможно: слишком велика его роль в истории советского кино. Мы обязательно посвятим ему отдельный большой выпуск. А сегодня - только один фильм.
"Объяснение в любви" - фильм ленинградского режиссёра Ильи Авербаха; о нём тоже в двух словах не расскажешь. Большой выпуск об Авербахе у нас есть. Это довольно путаный режиссёр, без ясного понимания пути, без единства цели; но его работа с Габриловичем позволила ему создать несколько ярчайших шедевров.
Сотрудничество Авербаха и Габриловича и породило этот удивительный фильм о всепобеждающей, всесильной, чистой и бескорыстной любви... любви без взаимности, но любви настоящей - из тех, что долготерпит и милосердствует. Главные роли в нём исполнили Юрий Богатырёв и польская актриса Эва Шикульска. О польской актрисе мне нечего сказать, а Богатырев, как и в любой своей работе, совершенно изумителен. Фильм был снят в 1977 году на "Ленфильме" и стал одной из самых пронзительных историй о любви в советском кино.
Это не сладкое голливудское кино. Оно заставляет думать. Оно заставляет удивляться. Оно заставляет не верить: да бывает ли вообще такая любовь? На фоне современного кино и современного изображения любви такие фильмы - как чистый детский голос, выводящий Ave Maria, где-нибудь на барахолке, где из динамиках грохочет попса. Сегодня трудно поверить, что всего сорок с небольшим лет назад на "Ленфильме" снимали картину о любви, которая не ищет своего - и не хихикали о том, что так не бывает.
Спасибо за внимание.