Современная жизнь полна жестокости и насилия. Ими буквально пропитаны все поры социальной жизни. Почти ни одна сводка новостей радио и телевидения, ни один газетный выпуск не обходятся без сообщения об очередном жестоком преступлении, о совершенном или замышлявшемся террористическом акте. И хотя чаще всего сами мы, взаимодействуя с другими людьми, не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких.
Под впечатлением все более усиливающегося потока разнообразнейшей информации определенного типа может возникнуть и возникает мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества "темная сторона" человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в разных местах земного шара говорят и о том, что в жестокости и насилии, царящими в современном мире, казалось бы, нет ничего из ряда вон выходящего.
Я планирую написать цикл статей на эту тему и разобрать феномен во всех его проявлениях. По этому если вам интересна подобная тематика, не забывайте подписываться.
Чтобы понять и адекватно оценить жестокость, необходимо, прежде всего, выяснить, чем она отличается от агрессии и агрессивности. Это нужно сделать, поскольку названные понятия часто путают. Между ними, однако, очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не бывает. Поэтому нужно особо подчеркнуть природу, причины и механизмы проявления жестокости и невозможно игнорировать сущность, содержание и все основные формы агрессии и агрессивности, и, наконец, не исследовать эти два сложнейших феномена в их тесном переплетении и взаимовлиянии.
Агрессия и жестокость представляют собой проявления насилия, но по сравнению с жестокостью агрессивность — более широкое и в значительной мере нравственно нейтральное понятие, ведь далеко не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, в то же время любая жестокость агрессивна. Можно сказать, что жестокость — особое качество агрессии. Если агрессия и агрессивность (как и альтруизм) имеют природный характер, то жестокость — явление чисто социального происхождения, присущее лишь человеку, продукт именно человеческих противоречий и страстей, обусловленных воспитанием и условиями жизни. Возникнув на биологической основе, жестокость проявляется в качественно иной области — социальной.
Действия хищника разрывающего свою жертву могут показаться нам жестокими, однако, это не совсем так. Известно, что в природе агрессия это необходимый механизм нападения и защиты, являющийся селекционным давлением соответствующих видосохраняющих функций, то есть насилие для хищников необходимое средство для выживания. В этом и есть основное отличие человеческой агрессии от агрессии животной. Животная агрессия всегда носит осмысленный с точки зрения выживания характер, тогда как человек способен совершать насильственные действия, как к представителям своего вида, так и к другим, не имея на то веской причины, при этом даже получая удовольствие от созерцания страданий другого.
Чтобы полнее понимать, что же такое жестокость, рассмотрим сначала, агрессию как ее основу. Все люди, естественно, относимся к проявлениям агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем, это не совсем правильно, так как агрессия – естественное свойство человека, необходимое нам для выживания. По мнению Э. Фромма., «механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз. Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу, что агрессия — это не только личностная позиция, заключающаяся в наличии разрушительных тенденций в общении с другими людьми и с окружающим миром в целом, в предпочтении использования насильственных средств, для решения своих больших и малых проблем. Это врожденное качество, а не результат социализации, хотя в процессе воспитания и формирования личности данное качество может усиливаться либо, наоборот, снижаться, сниматься другими свойствами и социальными запретами, аккумулированными в человеке.
Г. Паренс разделяет два вида агрессии: недеструктивная агрессия и враждебная деструктивность.
Недеструктивная агрессия – настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав.
Враждебная деструктивность – злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). То есть, фактически, человек утративший агрессивность, полностью теряет способность к конкуренции, и не способен занять приемлемое место в обществе.
Если пользоваться классификацией Г. Паренса, жестокость, несомненно, носит характер враждебной деструктивности. Так мы подходим к отделению понятий жестокости и агрессии. Между ними, однако, очень много общего и в первую очередь то, что жестокость всегда реализуется с помощью агрессии, т.е. жестокости без агрессии не бывает.
Из-за отсутствия единого общепринятого определения жестокости, у людей складываются различные, субъективные представления о данном феномене.
Согласно социологическому опросу, проведенному с целью определения понятия жестокости, было выявлено, что самыми жестокими поступками, по мнению опрашиваемых, считаются насилие, равнодушие, издевательство, агрессия направленная на слабых, унижение других, удовольствие от причинения боли. Отчасти это действительно верно. Жестокость, по мнению Э. Фромма - это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу, неприемлемым в данной культуре способом.
Жестокость – альтруистическая недостаточность, врожденная или приобретенная. (В случае садизма – альтруистическое извращение, когда удовольствие доставляет не факт ослабления чужих страданий, а факт их усиления или причинения).
Сострадание может наблюдаться у очень маленьких детей, неспособных еще к различению своих и чужих переживаний. Возможно, что детское эмоциональное восприятие себя и другого и остается основой взрослого альтруизма.
Несомненно, одной из причин жестокости детей дошкольного возраста в том, что они еще не чувствовали настоящей боли и неспособны понять насколько сильно может страдать другой. Поэтому маленький ребенок, издеваясь над каким-либо животным, просто не видит в этом жестокости, потому что это понятие недостаточно сформировано. Но такая жестокость, жестокость по незнанию, со временем проходит.
Жестокость, может носить индивидуальный и коллективный характер, и всегда направлена на нанесение физического, психологического, нравственного или иного ущерба кому-либо, часто целью насилия выступает уничтожение человека или группы людей. Поэтому можно сказать, что насильственные действия, жестокие в том числе, всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради чего-то, какой-то выгоды, выигрыша. Так, с помощью жестокости, причинив страдания и мучения другим, человек может обрести особое психологическое состояние, далеко не всегда осознавая свою потребность в нем, а также связь между своим поступком и своими переживаниями. Поэтому, проявления жестокости, как и агрессивности, с субъективной, личностной стороны никогда не бывают бессмысленными.
Жестокое поведение может быть определено как намеренное и осмысленное причинение другому существу мучений и страданий ради них самих или достижения других целей, либо как угроза такого причинения, а также действия, совершая которые, субъект допускал или должен был предвидеть подобные последствия.
Если агрессивность — это черта личности, а агрессия — проявление этой черты, то жестокость тоже можно рассматривать в качестве личностной особенности, которая реализуется в жестоких действиях.
Жестокость всегда агрессивна, т.е. без агрессии, нападения, насилия она не может иметь места. В то же время далеко не каждая агрессия жестока и не каждый агрессивный человек жесток. Но каждый жестокий — агрессивен, если иметь в виду и то, что жестокость может быть вербальной, т.е. заключаться лишь в словах, а также носить воображаемый характер.
Неагрессивными как, оказалось, могут быть даже те лица, которые совершают несколько убийств на сексуальной почве с особой жестокостью. Такие их действия не имеют ничего общего с необходимостью реализации агрессивности, они решают при этом другие очень сложные внутренние проблемы. Иное дело, что их жестокое поведение агрессивно и принимает форму насилия.
Насилие извечно и спонтанно присуще человеку и ни в коем случае не может оцениваться только отрицательно. В различных обществах, на различных этапах развития общества уровень насилия будет разным, что зависит от характера существующих в данное время общественных отношений. Поэтому знание таких отношений является необходимым условием понимания корней насилия и насильственной преступности в том числе.
О том, как развивается жестокость в человеке, вы можете узнать в следующей статье. Подписывайтесь на канал и сообщайте какие темы вам были бы интересны, я постараюсь раскрыть их в одной из будущих статей.