Найти тему
Наш маленький рай

Скрытая коррупция и обман в сектах

В сектах махровым цветом цветёт коррупция как внутри, по отношению к участникам, так и по отношению к внешним людям. Это неизбежно, поскольку является частью структуры и не зависит от уровня "духовности" или "просветления" лидера. От лидера зависит лишь масштаб и глубина коррупционных проявлений. Некоторые гуру (духовные лидеры), заявляющие о бескорыстии и нестяжательстве, очевидным образом материально процветают и имеют множество привилегий перед своими сторонниками. Их власть держится на непрерывной демонстрации независимости от личных корыстных интересов и от материальных вещей, но сами они весьма зависимы и от власти, и от своих привилегий, таким образом, их существование насквозь пронизано ложью. Они притворяются и лгут, что всё в конечном счете делается для блага других людей, а их собственное благополучие растет чисто по совпадению. Отрицание корыстолюбия отнюдь не означает его отсутствия, равно как и последствий. Коррупция неизбежно возникает там, где призывы к благородству, моральной чистоте и возвышенным идеалам маскируют личную заинтересованность. Коррупция неизбежно возникает там, где один человек ставится выше других (адепты не сомневаются в мудрости, в словах и в поступках своего учителя, как верующие не сомневаются в чистоте Бога), где одна общность ставится выше другой (члены группы считают себя особенными по отношению ко всем внешних людям, одна вера "истиннее" другой). Верующий христианин не может усомниться в мудрости Бога, так же и "непросветленный" не смеет усомниться в словах или поступках "просветленного". Вот почему члены культа прощают своему учителю любое поведение — его судят по иным меркам, согласно которым все, что бы он ни сделал, совершенно по определению, а смысл некоторых действий учителя простым людям непостижим. Гуру может оправдать любые свои злоупотребления, привилегии или излишества, создав хитроумный двойной стандарт для себя и приближенных, а авторитарные отношения внутри культа мешают его участникам и обществу в целом вовремя заметить масштабы обмана и коррупции со стороны гуру, что нередко приводит к разоблачительным скандалам или криминальным происшествиям.

Итак, причины коррупции в культах: авторитаризм, личная жадность, низкий уровень этики, низкая (избирательная, назначаемая, выборочная) ответственность, не забота об обществе, низкий уровень прозрачности, доступности информации и гласности внутри культа.

В секте, где я была, основной формой коррупции был некий социальный подкуп: получение выгоды за счет личных отношений, а не за счет профессионализма.

Как это выглядело: лидер выбирал сам или ставил нам задачу найти "звезду" (нужного человека с хорошим социальным или материальным ресурсом), которая может решить какие-то наши задачи, например, дать денег. Следующим шагом было каким-то образом встречу со звездой организовать. Лидер говорил, что для гостя (звезды) встреча с нами - это глоток свежего воздуха, это словно встреча с настоящими друзьями, с какой-то подлинностью. А вы смотрите как я с ним общаюсь и учитесь. Общение состояло в том, что К*** (лидер секты) изображал искренний интерес к личности звезды, задавал вопрос о её жизни, о работе, спрашивал мнение о социально-политической жизни, если уместно, о культуре или истории. Очевидно, что он готовился ко встречам, изучал темы, на которые говорил, чтобы показать эрудицию и кругозор. Все остальные как правило молчали и слушали. Некоторые звезды замечали: а почему говорите только вы один, а ребята молчат? К*** отшучивался: "ну, ребята, скажите что-то!" и все смеялись. В общем, встречи эти были очень интересные. Звезда зачастую увлекалась харизмой К***, очень раскрывалась и делилась очень личным, и признавала, что у нас классная компания и проекты смысловые, общественно-значимые. А К*** просто исходился от чувства собственной важности.

От получения взятки в виде доброго радушного расположения очень трудно отказаться, это незаметно, неявно (обычно) и просто впихнуто в человека. Когда вас хвалят и льстят, очень трудно оставаться непредвзятым.

Это одна из форм социальной коррупции: получить нечто за счет личного отношения, а не за счет собственного профессионализма, достижений, экспертности или в результате конкурентной победы. Дача такой социальной взятки в контексте культа преследует глубоко личные цели лидера культа: повышение его статуса и авторитета, продвижение проектов, получение денег на проекты.

Взяткой является в первую очередь хорошее отношение и мелкие подарки. Нужного для культа человека прямо таки заливают вниманием и заботой, раскручивают на откровенности, «добавляют энергии» (смотрят сияющими глазами, танцуют, смеются), размораживают, в общем. И это действует: человек (звезда, вип, эксперт, полезный человек) как правило думает, что помогает хорошим людям на благое дело, помогает общественно-значимому проекту, вкладывается в культуру и просвещение и т.п. Что, конечно же, является пылью в глазах, потому что о том, что это взятка никто не говорит. Хотя изредка наши "партнеры и друзья" (так лидер культа называл внешних людей, которых мог использовать) понимали, что это была попытка расположить, подкупив особым отношением, и что с нами что-то не так. Но обычно весь подкуп происходил настолько тонко, что человек не мог сформулировать, что же не так.

Формы подкупа:

  • небольшие подарки, посылочки, приветики "друзьям" культа или выгодным (ресурсным) людям;
  • повышенное внимание и бурное дружелюбие к "друзьям" культа, особое отношение;
  • поздравления (желательно личные) и напоминалки о себе. В культе, где я была, мы распределяли людей кто кого будет поздравлять, приглашать, вести коммуникацию;
  • хвалебные комментарии под постами в соцсетях;
  • при общении имитация искренней заинтересованности, восхищения.

Здесь всегда хитрый манипулятивный ход: дать человеку что-то хорошее без запроса, например, искреннюю заинтересованность в его личности, чтобы он почувствовал благодарность и расположение к секте и к лидеру, и потом из этого чувства благодарности сделал в ответ для них что-то реальное: написал статью, отзыв, подарил деньги, дал рекламные анонсы. Звезд и нужных людей стараются как можно дольше держать на крючке и использовать. Вся дружба с ними не настоящая, а ради выгоды, для решения групповых задач, до поры, пока человек отзывчив, не сопротивляется и не задает вопросов. И что интересно, культисты и лидер считают потребительское отношение к людям совершенно нормальным.

Такой вид подкупа называется мошенничеством:

  • злоупотребление доверием,
  • намеренное корыстное поведение,
  • прямой умысел с целью получения личной выгоды путём обмана,
  • манипуляции и завладения доверием,
  • подчинение другого своим личным интересам.

Сопровождается зачастую преувеличенно добрым отношением к взяткополучателю, с непременным сокрытием, умышленным умолчанием важной информации, сведений и обстоятельств, которые могут влиять на его поведение или решение.

Какие задачи решает подкуп:

  • получение положительных отзывов, которые повышают статус группы в обществе и статус лидера в глазах адептов (вон какой наш гуру значимый, его даже "этот" признаёт);
  • продвижение проектов культа;
  • благотворительные взносы в кассу культа в поддержку проектов;
  • лоббирование интересов культа;
  • протекционизм (фаворитизм, кумовство);
  • получение приоритетов и преимуществ.

Коррупционное поведение всегда обставлено в форме неофициальных, неформальных личных отношений. Без посторонних и свидетелей, только «все свои».

Участники культов зачастую абсолютно преданны и верят лидеру, готовы ему повиноваться до последнего. Случается, что они разочаровываются в гуру, но практически неизвестны случаи, чтобы гуру разочаровались в себе. Им всегда удается логически обосновать и оправдать все, что они делают, сколь бы ошибочными, низкими или безнравственными ни были их поступки, и найти людей, которые будут их поддерживать и боготворить. Поэтому каждый "духовный учитель" непременно попадает в ловушки власти, которые ведут к потере им человеческого облика, а совесть у него и так отсутствует изначально.

В следующей статье я разберу денежный вопрос внутри секты с примерами из личного опыта.