Найти в Дзене

Пепси Кола в СССР. История невероятного успеха и краха.

В этой статье о том, как в распоряжении компании пепси оказался 6-й по мощи военно-морской флот в мире, про пепси в обмен на водку и про сделку века между СССР и компанией пепси. Coca-cola и Pepsi это возможно одни из самых узнаваемых брендов во всем мире. Противостояние между ними в борьбе за мировое лидерство продолжается вот уже более ста лет. В этой статье про то как пепси удалось, то чего не удавалось ни кока-коле и ни одной другой американской компании и вообще покорить СССР на пике этого успеха.

Так выглядели бутылки с Pepsi в те годы
Так выглядели бутылки с Pepsi в те годы

В конце восьмидесятых годов пепси даже занимала шестую строчку в рейтинге самых мощных военно-морских сил в мире, да вы не ослышались, в распоряжении пепси было почти два десятка настоящих боевых кораблей. Чтобы объяснить как такое произошло, давайте перенесемся еще на тридцать лет назад. В 50-х годах прошлого века это был начальный период холодной войны которая будет длиться еще несколько десятков лет, но в тот момент в отношениях между двумя супер державами несмотря на острое противоречие наметилась небольшая надежда на потепление. По предложению тогдашнего президента США Дуайт Эйзенхауэра было решено провести национальную выставку каждой из стран. В итоге летом 1959 года СССР провел свою выставку в Нью-Йорке, а Соединенные Штаты в Москве в парке культуре и отдыха «Сокольники». В отличие от СССР который рассматривал выставку исключительно как возможность пропаганды достижения социалистического образа жизни, американская сторона ставила перед собой вполне конкретные более практичные цели, а именно возможность наладить торговлю и получения прибыли. Главного героя нашей истории зовут Дональд Кендалл вице-президент компании pepsi отвечавший тогда за международные продажи. Вопреки общему мнению руководства компании он настоял на участие пепси выставке в СССР считая что это даст хороший толчок продажам напитка. Отстаивая свое мнение и надеясь на успех Дональд поставил на кон свою карьеру. Критерий успеха был для него весьма конкретным ему нужна была фотография Хрущева пьющего пепси. На стороне Дональда были его хорошие отношения с Ричардом Никсоном, будущим президентом США тогда еще вице-президентом, который должен был открывать американскую выставку в Москве вместе с Никитой Хрущевым. Никсон согласился помочь в этом вопросе, но против Дональда играл непредсказуемый характер Хрущева. Американская выставка в Москве вошла в историю во много благодаря кухонным дебатам в ходе которых Хрущева и Никсон обменивались шутками и колкостями по поводу коммунизма и капитализма. После окончания дебатов Никсон как бы случайно подвел Хрущева к стенду пепси-колы, если просто предложить Хрущёву попробовать американский напиток то был риск того что он может просто отказаться поэтому Кендалл решил пойти на маленькую хитрость. Компания для участия в выставке привезла с собой концентрат пепси, а также некоторые запасы американской воды для производства напитка. На выставке Кендалл также распорядился сделать часть пепси используя местную воду и поэтому Хрущёву он предложил попробовать пепси с американской и советской водой, чтобы оценить какая из них лучше. Никита Хрущев конечно же не мог упустить возможности, чтобы заявить что в СССР лучше все и даже вода и конечно же и пепси на основе этой воды, но нужная цель была достигнута Хрущев пил пепси и Кендалл получил свой снимок который сразу же разлетелся по всем американским газетам. В америке тогда шла рекламная кампания «Будь общительней. Пепси поможет» («Be Sociable. Have a Pepsi») и поэтому во всех газетах и журналах был Никита Хрущёв со стаканом пепси и заголовками, что он очень хочет быть общительным. Успех Кендалла не только помог увеличить продажи напитка, но помог и ему самому, уже вскоре Дональд Кендалл был назначен главой компании Pepsi, но Дональд не остановился на одной фотографии. Контакты приобретенные за время выставки помогли ему в ходе дальнейших переговоров с СССР и в начале 70-х годов ему удалось заключить с советским руководством договора о производстве и продаже пепси и на территории Советского Союза. Это был невероятный успех пепси-кола стала первым западным продуктом который можно было свободно купить любому советскому гражданину. Такого не удавалось достичь ни одной другой американской компании, но была одна проблема большая проблема — оплата. Дело в том, что советские рубли в то время не имели никакой рыночной ценности Советский Союз сам назначал обменный курс рубля к иностранным валютам, который не имел ничего общего с реальностью. СССР не хотела тратить драгоценную валюту на закупку газировки для населения, поэтому обе стороны договорились о бартере, это уже не было в новинку, например известная группа Абба получала выплаты за продажу своих хитов в ссср сырой нефтью, в случае же с пепси Советский Союз предложил оплачивать поставки по контракту водкой. В итоге компания pepsi стала эксклюзивным дистрибьютором водки "Столичная", в те годы это была единственная русская водка которую можно было купить на западе, и этот факт особенно подчеркивался в рекламе. Это оказалось очень выгодной сделкой, продажи водки росли и "Столичная" стала второй по продаваемости водкой, уступая лишь шведскому "Абсолюту".

Хрущев пробует Pepsi на выставке в Москве
Хрущев пробует Pepsi на выставке в Москве

В СССР пепси стала безумно популярной даже несмотря на достаточно высокую стоимость по сравнению с обычным лимонадом. В 80-е годы Советский Союз предложил расширить сотрудничество и построить новые заводы пепси, проблема заключалась в том, что советские граждане пили все больше и больше пепси, но американцы не пили столько водки, а рубль все еще оставался бесполезным с точки зрения международной валюты. В итоге Советский Союз предложил в качестве оплаты то, что он умел делать лучше всего — оружие. В счет оплаты по новому контракту компания Pepsi получил от СССР один боевой фрегат, один эсминец, один крейсер и 17 дизельных подводных лодок. В итоге пусть и на короткое время, но компания pepsi обладала шестым по мощности военно-морским флотом в мире. Становится морской державой в планах пепси вовсе не было, в торговой воне с кока-колой применить флот было нельзя, поэтому все военные суда были проданы в Швеции как дорогой металлолом. Дональд Кендалл в разговоре с советником президента США по безопасности тогда еще шутку сказал по этому поводу: "Мы разрушаем СССР быстрее чем вы". Но все предыдущее было ничто по сравнению со сделкой в три миллиарда долларов заключенной в начале 90-х годов. Это была самая большая сделка когда-либо заключавшаяся между американской компанией и Советским Союзом. Все надеялись на долгое прибыльное сотрудничество и даже запустили в СССР еще один свой бренд - "Пицца Хат". Будущее выглядело очень заманчиво, но вот реальность оказалась трагичнее. В 1991 году Советский Союз развалился похоронив с собой все надежды на сделку века, как ее успели прозвать западные медиа. Внезапно долгий, спокойный переговорный процесс обернулся необходимостью срочной защиты собственных активов компании в условиях начавшейся приватизации, внезапно возникших границы и невероятной инфляции. Моцареллу для "Пицца Хат" теперь приходилось импортировать за валюту из Литвы, заводы по производству новой пластиковой тары находились Беларуси, фабрики по разливу напитков по другую сторону границы - в России, наливные танкеры которые должны были идти в счет оплаты по контракту, строились в Украине, которая хотела получить оплату за корабли долларами, а не сладким сиропом. В течение нескольких месяцев пепси пыталась спасти сделку, но, вместо того чтобы иметь дело с одним государством, им приходилось теперь вести переговоры в пяти странах, хуже того на территорию бывшего Советского Союза пришла Сoca-Сola и начала очень агрессивную борьбу за рынок, уже в 1996 году Сoca-Сola обогнала Pepsi по продажам на территории России и по сей день удерживает лидерскую позицию. Тем не менее для пепси российский рынок все еще остается вторым по величине за пределами США, и несмотря на трудности начале 90-х, пепси в России остается высоко прибыльной компанией и пусть Coca-Cola сейчас более популярна, но именно пепси смогла по-настоящему покорить СССР.

Pepsi была очень популярна среди молодежи
Pepsi была очень популярна среди молодежи

Вот такая история, а чтобы предложили вы в обмен на пепси, если бы вы были генеральным секретарем СССР? Напишите свои версии в комментариях ниже, а также обязательно подписывайтесь впереди много интересного.