Найти тему

Гармония контрастов в акварели Александра Окладникова: почему композиция притягивает взгляд

2,5K прочитали
Александр Александрович Окладников, Натюрморт с дыней, 1925-1929
Александр Александрович Окладников, Натюрморт с дыней, 1925-1929

Здравствуйте, дорогие читатели!

Меня зовут Кира Салимова, я художник, преподаватель и мама. Мои салаты настолько красивы, что их хочется рисовать, а дети умеют отличать импрессионистов от передвижников.

Разбор живописи на контрасты — одна из моих любимых практик. Сегодня мы рассмотрим акварель Александра Окладникова — советского живописца, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия. Эта работа интересна тем, что она написана в сухой мозаичной технике, которая сейчас отошла на второй план из-за появления специальной акварельной бумаги.

В живописи различают семь видов контрастов

Цветовой контраст

Любые два цветовых пятна создают контраст разной степени напряжённости. Некоторые пятна почти сливаются, некоторые подчёркивают друг друга. Об этом дальше.

Температурный контраст

В цветовом спектре все цвета от жёлтого до красного считаются тёплыми, а от фиолетового до зелёного — холодными. Не всё так просто, конечно, поскольку среди двух красных один может быть холоднее, другой теплее, а сравнить зелёный с фиолетовым не всегда представляется возможным. Тем не менее, холодный оттенок, положенный рядом с тёплым, создаст температурный контраст. В данном случае температурные колебания есть и внутри холодной бутылки, и внутри тёплой дыни.

Контраст дополнительных цветов

Если радугу упростить до шести цветов (синий и голубой сливаются в один сегмент) и замкнуть в кольцо, то получится цветовой круг, где три пары цветов стоят друг напротив друга. Цвета в каждой паре подчёркивают свою силу максимально, это и называется контрастом дополнительности. Основные три пары дополнительных цветов такие: оранжевый–синий, красный–зелёный, жёлтый–фиолетовый. Здесь мы видим явное соперничество синего и оранжевого.

Контраст по насыщенности

Насыщенность цвета определяется отличием его от серого. Так фон в акварели мягко отражает теплоту дыни, а каёмка внутри тарелки более глухо вторит цвету сосуда.

Контраст по светлоте

Плотная фигура бутылки могла бы перетянуть всю композицию влево, если бы не тёмная поддержка по горизонтали: тарелка внутри и падающая тень. Таким образом на светлом фоне рисуется что-то вроде хода коня.

Контраст по размеру цветового пятна

Каждая композиция имеет в себе большие пятна, средние и маленькие. Эту акварель интересно рассматривать как мозаику: даже большие формы составлены тут из маленьких плоских мазков. А в верхней части бутылки можно рассмотреть блики в форме двух окон и автопортрет художника у мольберта.

Контраст, которого нет (симультанный)

Суть явления в том, что глаз хочет видеть дополнительный оттенок рядом с пятном яркого цвета. Поэтому фон около сине-фиолетовой фигуры выглядит светящимся жёлто-оранжевым свечением, а серые тени на дыне отдают ультрамарином.

Итак, чем живопись отличается от цветной картинки? Тем, что она построена на изменении цвета вслед за каждым поворотом или сломом формы. А разница между цветовыми пятнами называется контрастом.

По тегу #контрасты_кс вы найдёте и другие мои разборы. Ставьте лайк, если хотите видеть больше материалов на тему искусства!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Трагедия идеалиста Джона Рёскина