- Мама, я опоздала! Почему ты меня не разбудила? - услышала я из детской возмущённый крик дочери-подростка. В тот момент я допивала кофе с молоком, сидя на кухне.
- Настя, но ты не просила меня разбудить тебя. Сегодня же выходной, - удивилась я и сделала ещё глоточек горячего напитка, чувствуя, как он наполняет мой организм теплом и энергией.
- Но ведь ты и сама могла догадаться! - буркнула Настя, пробегая в ванную, на ходу расчесывая растрепавшиеся за ночь белокурые волосы.
- Я? Интересная у тебя логика. Женская, наверное, - фыркнула я.
- Ма-а-а-ма! Это не смешно! - заорала дочь из ванной.
- Я в курсе, ты об этом уже говорила. И не раз, - пожала я плечами и макнула кусочек багета в слегка недожаренный желток.
- А что на завтрак? - спросила Настя, появившаяся в дверном проёме кухни.
- Что пожелаете, мадам, - улыбнулась я.
- Можно омлет? И кофе.
- Не вопрос. Яйца в холодильнике, кофе в шкафу, вода в кране.
- Ма-а-ам... Ты это сейчас серьёзно?
- Конечно. Ты же сама говоришь, что мой юмор плохой. Поэтому с этой секунды - никаких шуточек, - проглотив улыбку вместе с очередным глотком кофе, выдала я.
- Поня-а-тно. Значит, останусь голодной. Зашибись! - дочь хлопнула дверью детской.
- Как пожелаешь, милая, - проворковала я и, допив кофе, отправила тарелку с кружкой в раковину. После чего накинула плащ, взяла зонт и пошла на прогулку.
Вернулась промокшая: дождь не спас от высокой влажности и мчащихся по лужам машин. Посмотрела на себя в зеркало и отметила румянец. А ещё - какие-то искорки в глазах. Мимо, демонстративно пританцовывая, прошлёпала босыми ногами дочь. Я вздохнула, сняла обувь, плащ и прошла в свою комнату.
-У нас чего... Нет чистой посуды? - услышала я страшный рык из кухни.
- Полно, дочь. Только она пока грязная.
- Мама, да ты издеваешься? Ты что, правда считаешь, что я должна перемыть эту гору посуды?
- Нет, конечно. Ты не должна её мыть.
- Жесть. Мама, что происходит?
- Родная, всё хорошо. Что тебя не устраивает? - заботливо спросила я.
- В смысле, всё хорошо? Не разбудила, завтрак не сделала, да ещё гора посуды в подарок. Как это понимать?
- По-твоему, я должна была всё это сделать?
- Ну, да... А кто ещё?
- Давай предположим, кто. Папа в командировке, он не считается. Тишка? Но у него лапки, сама понимаешь. Остаёшься ты и я. Ты не должна, значит, я?
- Ну, да...
- А почему я должна? - я повернулась и спокойно задала вопрос.
- Ну, ты моя мама, так-то.
- А ты моя дочь. Пока я всё еще не понимаю, почему это должна делать именно я.
- Ну, там, забота о близких и всё такое.
- То же самое можно сказать и применительно к тебе. Разве дети не должны заботиться о родителях?
- Так-то да, но посуда...
- У тебя есть всё, что и у меня, чтобы сделать эту работу. Голова и пара рук. А сил и здоровья гораздо больше. Разве нет?
- А завтрак? Почему я должна его готовить?
- Собственно, по тем же самым причинам. Ну, или потому, что ты чувствуешь голод. И приготовить себе поесть - значит удовлетворить естественную потребность организма.
- Хорошо. Но почему-то раньше ты всё это делала, а тут вдруг бац и перестала. Что случилось?
- Тут ты права, дочь. Но тут виновата инерция.
- В смысле?
- Помнишь, мы врезались в машину? Тогда папа нажал на тормоз, но автомобиль продолжил ехать. Это и есть инерция. Так и я. Сначала ты была маленькой и беспомощной. Не умела ходить и даже ползать. Тогда я и стала всё делать за тебя. Но, на беду, так увлеклась, что продолжила это делать, когда ты выросла. А сегодня ночью вдруг осознала, что своими действиями врежу тебе.
- Ну, почему вредишь-то? Мне приятно, когда обо мне заботятся.
- Понимаешь, есть у человека еще одно свойство: то, что не используется, отмирает. А я своими руками забираю у тебя возможность творить, видеть прекрасное, заботиться о близких. То есть ращу эгоиста, не способного сострадать и любить. А с таким набором качеств человеку трудно почувствовать вкус счастья. Более того, я рушу своё настоящее и будущее.
- А-а-а, эм-м-м... Это как со всем связано?
- Сейчас я всю свою жизнь вне работы посвящаю вам. Готовлю, стираю...
- Ну, допустим, стирает у нас всё-таки машинка.
- Пусть. Но сортирую грязное белье, а потом развешиваю его я. Поверь, это занимает время. И всегда своё «хочу» отодвигаю на потом. Хочу утром сделать зарядку, а должна погладить папе рубаху, тебе - юбку. Приготовить завтрак и сделать три тысячи дел. Вечером происходит то же самое. Походу в кинотеатр я предпочитаю готовку, стирку и много чего ещё. Тренинг по саморазвитию или изучение иностранного? Нет, что ты. А зачем?
- А правда, зачем?
- Настя, скажи честно. Ты хочешь поехать за границу?
- Какой дурак не хочет, мам?
- Ну, по твоей логике, выходит, что такой дурак - это я. А я ведь тоже хочу. И красивой хочу быть, доча.
- Ну, не начинай! Ты самая красивая.
- Время, Настенька... Оно беспощадно. К тому же я могу быть ещё красивее, ведь так?
- Так-то да. Но ответь, почему именно сейчас? Сегодня?
- Сон мне приснился. Про вас с папой. Но, что интересно, меня в нём не было. И, знаешь, вы прекрасно справлялись со всем сами. А мне так горько было видеть, то, что я всегда считала важным, оказалось пустяками. В реальности я просто живу, как бы это правильно сказать? По привычке! Понимаешь? И если меня не будет, то всё, что я делала, превратится в пыль.
- Это ведь не правда, мама...
- Ты что, будешь вспоминать, как я мыла посуду? Или это станет для тебя супер примером и поводом для гордости своей мамой?
- Ну, нет.
- Вот и я о том же. Поэтому я решила вернуть вам с папой то, что когда-то украла.
- И, что это?
- Себя. И немного домашних обязанностей. Ты вполне можешь взять на себя ответственность за мытьё посуды после завтрака или ужина.
- А папа? Он будет не в восторге.
- Будем договариваться. Не всё сразу, конечно. Но постепенно все получится.
- А ты, что... Вообще больше не будешь готовить? И убираться?
- Почему? Я живу в этом доме. Мне нравится, когда чисто. Я люблю есть из чистой посуды. И, конечно, вкусно поесть. А ещё я люблю радовать тех. кого люблю, чем-то вкусненьким, - я улыбнулась и посмотрела на Настю. - Просто я не буду делать всё так, как будто это самое важное в жизни. И дам возможность проявить себя вам с папой.
- Ма-а-ам. Я всё понимаю. Но... Давай я помою посуду, а ты сделаешь для меня глазунью. А?
- Идёт. Позови, как закончишь с посудой. А я пока переоденусь.
Настя ускакала на кухню и, весело напевая, стала мыть посуду. Я надела домашнее платье и посмотрела в окно. Там непривычно красиво с деревьев облетали разноцветные листья. А по улице неслись разноцветные машины, умытые дождём.