Найти тему

Проблемы профессионального переобучения некоторых групп не­занятых граждан

Система профессионального переобучения незанятых граждан входит в государственную систему содействия занятости. Из­вестно, что профессиональное обучение является активной мерой помощи гражданам потерявшим работу, и тесно сотрудничает, являясь одной из форм работы, с государственной службы занятости населения. На началь­ном этапе (с 1992 года) происходил этап формирования системы профес­сионального переобучения незанятых граждан - росло количество учебных центров службы занятости, формировались их задачи, уточнялись функ­ции. Затем обнаружились основные изъяны этой системы: а) безработным, прошедшим обучение не обеспечивалось гарантированное трудоустрой­ство после обучения; б) стоимость обучения не покрывалась полностью возможностями службы занятости; в) не всегда предлагалось обучение по тем профессиям, которые реально пользовались спросом на рынке труда. В итоге, безработные не получали удовлетворения своих образовательных потребностей, и становились клиентами коммерческих учебных организа­ций или не осваивали актуальные на рынке труда профессии.

На рынке труда России (после 1991 года) постоянно происходят рез­кие качественные изменения, характерные для этапа переходной эконо­мики, становящегося рынка труда. К его долговременным особенностям можно отнести малую численность зарегистрированных безработных; структуру безработных с преобладанием женщин и молодежи; большое число незанятых высокообразованных граждан; значительное количество скрытых безработных; банка вакансий из низких по качеству рабочих места (с задержками зарплаты, с низкой зарплатой, по низковалифициро­ванным рабочим профессиям). К последним (после августа 1998 года), вновь появившимся тенденциям на рынке труда можно отнести безрабо­тицу среди квалифицированных работников банковского дела, менедже­ров, граждан с «рыночными профессиями», «челноков».

Государственная система профессионального переобучения незаня­тых граждан должна динамично меняться и соответствовать изменениям рынка труда. Однако этого часто не происходит, и в ней, как нам кажется, обнаруживается тот же порок, что и у отечественной системы образования в целом: она более инерционна, чем меняющиеся запросы общества, чем воздействие реальной ситуации в экономике.

Социологи Поволжского межрегионального учебного центра стара­ются отслеживать важнейшие характеристики этой системы: выявление потребностей незанятого населения в профессиональном обучении и про­фессиональной ориентации, изучение эффективности профессионального обучения, исследование занятости различных групп населения (сельских жителей, женщин, молодежи, длительных безработных, граждан, прошед­ших через безработицу). Было проведено несколько исследований по тема­тике профессионального переобучения незанятого населения по Саратов­ской области (1994, 1995, 1997, 1998). Сравнительный анализ потребно­стей некоторых групп незанятых граждан - жителей Саратовской области: сел и города Саратова, мужчин и женщин, бывших военнослужащих и членов их семей, лиц разного возраста и образования - в профессиональ­ном переобучении показывает возрастающее желание пройти ее.

Таким образом, на рынке образовательных услуг по профессиональ­ной переподготовке наблюдается парадокс. Несмотря на трудности их предоставления - мало выделяется денег от службы занятости, не всегда предоставляются нужные клиентам профессии для обучения - потребность в профессиональной переподготовке для различных групп незанятого на­селения год от года возрастает. Все это показывает направления работы по исправлению мер проведения активной социальной политики государства на рынке труда.