Система профессионального переобучения незанятых граждан входит в государственную систему содействия занятости. Известно, что профессиональное обучение является активной мерой помощи гражданам потерявшим работу, и тесно сотрудничает, являясь одной из форм работы, с государственной службы занятости населения. На начальном этапе (с 1992 года) происходил этап формирования системы профессионального переобучения незанятых граждан - росло количество учебных центров службы занятости, формировались их задачи, уточнялись функции. Затем обнаружились основные изъяны этой системы: а) безработным, прошедшим обучение не обеспечивалось гарантированное трудоустройство после обучения; б) стоимость обучения не покрывалась полностью возможностями службы занятости; в) не всегда предлагалось обучение по тем профессиям, которые реально пользовались спросом на рынке труда. В итоге, безработные не получали удовлетворения своих образовательных потребностей, и становились клиентами коммерческих учебных организаций или не осваивали актуальные на рынке труда профессии.
На рынке труда России (после 1991 года) постоянно происходят резкие качественные изменения, характерные для этапа переходной экономики, становящегося рынка труда. К его долговременным особенностям можно отнести малую численность зарегистрированных безработных; структуру безработных с преобладанием женщин и молодежи; большое число незанятых высокообразованных граждан; значительное количество скрытых безработных; банка вакансий из низких по качеству рабочих места (с задержками зарплаты, с низкой зарплатой, по низковалифицированным рабочим профессиям). К последним (после августа 1998 года), вновь появившимся тенденциям на рынке труда можно отнести безработицу среди квалифицированных работников банковского дела, менеджеров, граждан с «рыночными профессиями», «челноков».
Государственная система профессионального переобучения незанятых граждан должна динамично меняться и соответствовать изменениям рынка труда. Однако этого часто не происходит, и в ней, как нам кажется, обнаруживается тот же порок, что и у отечественной системы образования в целом: она более инерционна, чем меняющиеся запросы общества, чем воздействие реальной ситуации в экономике.
Социологи Поволжского межрегионального учебного центра стараются отслеживать важнейшие характеристики этой системы: выявление потребностей незанятого населения в профессиональном обучении и профессиональной ориентации, изучение эффективности профессионального обучения, исследование занятости различных групп населения (сельских жителей, женщин, молодежи, длительных безработных, граждан, прошедших через безработицу). Было проведено несколько исследований по тематике профессионального переобучения незанятого населения по Саратовской области (1994, 1995, 1997, 1998). Сравнительный анализ потребностей некоторых групп незанятых граждан - жителей Саратовской области: сел и города Саратова, мужчин и женщин, бывших военнослужащих и членов их семей, лиц разного возраста и образования - в профессиональном переобучении показывает возрастающее желание пройти ее.
Таким образом, на рынке образовательных услуг по профессиональной переподготовке наблюдается парадокс. Несмотря на трудности их предоставления - мало выделяется денег от службы занятости, не всегда предоставляются нужные клиентам профессии для обучения - потребность в профессиональной переподготовке для различных групп незанятого населения год от года возрастает. Все это показывает направления работы по исправлению мер проведения активной социальной политики государства на рынке труда.