Найти тему

Как издать собственную книгу

Оглавление

В романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» шустрая Джо Марч мечтает о карьере писательницы. По ночам она исписывает бумагу, склонившись над зажженной свечой. Руки в чернилах, а мысли – в мечтах. Страница за страницей девушка пишет историю, которая все-таки увидит свет.

Романтическая картина, не так ли?

Примерно так, наверное, немало читателей представляют писательский труд. Пришла муза и вылилась в строки, а издательства с распростертыми объятиями готовы публиковать шедевральные строки. Тем временем гений почивает на лаврах, ожидая свои баснословные гонорары.

На самом деле такая картина далека от истины. Попробуем зайти на кухню этого издательского процесса.

Издательство – это бизнес

Книга – это, конечно, волшебница, кладезь знаний, мир, видимый через человека. Но в капиталистическом мире книга – это, прежде всего товар, который имеет свою стоимость. Поэтому на процесс производства влияют все экономические факторы: от зависимости спроса от предложения до форс-мажорных -мажорных обстоятельств, которые сказываются на всех отраслях. Например, карантин существенно повлиял на книгоиздательство.

Сейчас появляется все больший выбор литературы в электронном виде, и в аудиокнигах. Таких скидок и акций, как предлагали издательства и онлайн-магазины в период карантина, наверное, до сих пор трудно было встретить. Итак, любая книга – это товар, и издательства ищут лучшее предложение, на который будет спрос.

Правильный и неправильный пути

Автор может обратиться в литературное агентство. По сути, это менеджеры, которые отбирают качественные рукописи, они смогут посоветовать, как улучшить текст, подберут издательство и даже будут представлять интересы автора за рубежом для продвижения и перевода. Конечно, услуги таких агентств имеют свою цену.

Другие два пути – непосредственное сотрудничество автора с издательствами. И оно бывает двух типов.

Если автор уже раскручен, то проблем нет. Издатели борются за автора, предлагают лучшие условия. Издатели, на самом деле бегают за хорошими авторами, они их ищут. Не правда, что издательство не заинтересовано в авторе. Заинтересовано.

Если же автор – новичок, то пробиваться к издательствам он должен самостоятельно, отправляя рукопись со всеми необходимыми сопроводительными составляющими.

Есть издательства, которые работают правильно. Под «правильно» я имею в виду, что они заключают с автором договор, покупают права на печать и продажу его книги. Платят ему роялти и вкладывают собственные средства в книгу. Соответственно, они заинтересованы в том, чтобы сделать хорошую рекламу и заработать на этом. Ведь издательство – это предприятие.

Однако есть еще одна ветвь издательств, которая, причиняет вред книжному рынку. Это когда автор сам платит средства издательству за весь проект. То есть редактору, корректору, дизайнеру, за печать, а потом на выходе получает далеко не всегда качественный продукт. Во-вторых, издатель свои деньги не вкладывал, он свою задачу выполнил, а в продвижении книги он не заинтересован. И те 100, 500 или тысячу экземпляров отдает автору, а он уже что-то с ними делает.

В таком сотрудничестве именно автор организует в лучшем случае какие-то презентации и что-то продает. А в худшем – начинает раздаривать книги. Если же средства вкладывал издатель, автор обычно получает небольшое количество книг для самых родных. А дальше покупает книги у издательства, чтобы реализовать их во время презентаций. А издательства распространяют продукцию через книжные магазины, онлайн-продажи, фестивали и тому подобное.

Непосредственно с автором как физическим лицом книжный магазин сделку вряд ли заключит. И в этом случае автору заработать крайне трудно, кроме этого, он теряет энтузиазм.

Хорошие издатели ищут молодых авторов, которых бы могли продавать хорошими тиражами. И для начала должен быть действительно достойный текст.

Вариант присылать рукописи на отбор предлагают все издательства. Но здесь есть ряд важных составляющих. Первое: должен быть синопсис. То есть краткое изложение текста для того, чтобы редактор прочитал его за две минуты, о чем будет книга, и решил, интересной она будет или нет. Кроме этого, стоит отправить сам текст, чтобы оценить художественную ценность.

Также стоит добавить краткую информацию о себе, участие и победы в литературных конкурсах. К слову, именно литературные конкурсы – еще один путь к печати.

Присылать рукопись во все издательства не стоит. Ведь многие из них имеют собственную специализацию, и то, которое специализируется на фэнтези, не будет печатать женский роман.

Если текст все-таки приняли, то следующим этапом является его редактирование, корректура, работа над дизайном, верстка. Важно понять, что это командная работа и нужно доверять профессионализму друг друга.

Параллельно с редактированием и дизайном происходят два процесса: дизайн книги и ее продвижение.

Насчет гонораров писателей, то здесь тоже не стоит строить слишком больших иллюзий. Обычно автору выплачивают авансом часть гонорара, а дальше он получает роялти с каждого экземпляра. Если учитывать, сколько лиц привлечено к процессу создания книги, то это очень небольшая сумма – 3-5 %, крайне редко она доходит до 15 %.

Так стоит ли за это браться?

Теперь понятно, что процесс создания книги хлопотный. То стоит ли вообще работать над этим? Если чувствуете, что без этого жить не можете. Это требует огромных волевых усилий. Кроме того, что должен быть писательский талант, необходимо иметь волевые усилия проходить через все эти семь кругов ада.