Рубрика «Американская классика»: 8 из 10
Язык прочтения: английский
Это как Эдвард Хоппер в форме текста. Или как крепкий кофе с каплей коньяка.
Книга «Миссис Бридж» родом из 50-х годов XX века. Пишут, что она оказалась в тени из-за того, что примерно в то же время и чуть позже выходили книги Ричарда Йейтса (обожаю), Джона Апдейка (отношусь прохладно) и Филиппа Рота (вообще не очень понимаю восторги). Емили Темпл с Lithub , весь 20-й год выпускавшая по десять книжных обзоров в день, как-то написала, что эта книга – чуть ли не лучшее, что она прочитала в этом карантинном году. Сложилось впечатление, что это «книга для писателей» - источник удовольствия и вдохновения для тех, кто работает со словом.
Миссис Бридж – скучающая домохозяйка из Канзас-Сити. Действие происходит где-то в 30-х годах, но хотя вокруг великая депрессия и мировые войны в прошлом и будущем, в ее жизни все очень хорошо и благополучно. Интересный формат: особенности ее жизни и мировоззрения раскрываются в сотне с лишним коротких зарисовок, похожих то ли на небольшие рассказы, то ли на анекдоты. Везде очень тонкий и пронзительный юмор. Необыкновенно изысканно.
С точки зрения сюжета - сначала кажется, ну действительно, мне бы ваши проблемы. Особенно на контрасте с «Петровыми в гриппе». Так и хочется, чтобы Петров побеседовал с этой барышней, которой жемчуг мелок, надоели слишком дорогие подарки мужа, а трое взрослых здоровых, красивых и успешных детей раздражают неправильными манерами.
Но потом – тонкий-тонкий юмор. Торнадо налетает на ресторан в кантри-клабе – и – ну это надо читать. Миссис Бридж – даже такая обнесенная тремя заборами от любых житейских невзгод женщина – стоит один-на-один с этой бескрайней, беспощадной и уничтожающей все стихией. Да, ей не страшно, потому что она сделала свой выбор и следует ему. И это прекрасно написано, этому можно позавидовать. Но она знает, что совсем рядом другое измерение, в котором ни ее выбор, ни вся ее жизнь ничего не значат.
Это потрясающе, как в такой коротенький рассказ о скучающей домохозяйке можно вместить такую глубину экзистенциального ужаса. И все это с юмором – не хочешь видеть ужас, не смотри. Смотри на остроумные фразы и умиляйся мини-историям о буржуазной жизни в ретро-стиле. Да, тут очень много очень уместных и очень остроумных шутках об американцах, этикете, культуре, путешествиях, любви и дружбе и о чем только нет.
Но за всеми этими милыми историями и деталями проступают черты картин Эдварда Хоппера. Красивый интерьер и изгиб улицы, мягкий не совсем естественный цвет, три скучающих предмета на подоконнике… Женщина сидит прямо, сложив руки, глядя куда-то в сторону. И пустота, отчаяние и жуткая тревога волнами идут через всю картину, во все стороны, во все части света.
Что же это такое уловил Эдвард Хоппер, что живет во всей американской, да и всей человеческой культуре. И у Коннелла тоже это есть.