Я более 30 лет, как воцекерковлён, много лет пел в хорах церковных, в общем хорошо знаю изнанку.
Был даже помощником благочинного строительству.
Настоящий приход и и настоящий монастырь видел пару раз.
Обычно, это в лучшем случае, фасад, витрина, за которой пустота.
Нет главного. Нет любви и нет общины.
На бумаге она есть конечно, община. А на деле, нет.
Требоисполнительство и всё.
А без общины нет церкви. Церковь это не стены.
На Руси говорили так - церковь не в брёвнах, церковь в рёбрах.
Где двое или трое во Имя Мое...
Это основная беда современного христианства. Нет общины.
От понятия - всё общее. Необязательно в прямом смысле.
Но всё же, жизнь людей, должна роиться вокруг общины.
Я недаром употребил слово роиться.
Как пчёлы. Как свеча, которая символ соборности молитвы.
Пчёлы поодиночке летают, собирают нектар, а когда собираются вместе, получается - мёд.
Так и молитва.
Без общины, нет церкви.
Храм есть, а церкви нет.
Это главная беда.
Поэтому, от нас часто уходят к сектантам.
У некоторых сект есть приём, который называют - артобстрел любовью.
В наше время, когда дефицит даже простого человеческого общения стоит остро, приём сектантов действует, как нечто ошеломительное.
И, конечно, человеку неискушенному, в наше время тотального эгоизма, устоять нелегко.
И человеку, который пришёл искать Бога очень трудно разобраться, если нет общины, которая, "любовию исправит таковаго духом кротости", по слову апостола.
Люди ищущие Бога, ищут именно этого, в первую очередь, даже если и не осознают это в полной мере.
Само устройство внутрицерковное, очень далеко от заповеди апостольской:
- Больший из вас да будет вам слуга
Надменность "папиусов" и архиереев, частая роскошь, не говоря о богатстве оных, тоже не способствуют распространению христианства, как образа любви и нестяжания.
Да ещё наши бабушки, "собственницы" того или иного подсвечника, на всех шикающие и всех поучающие, часто отталкивают новоначальных.
И конечно же, пресловутое мшелоимство, это бельмо, от которого избавиться нелегко.
Я, вовсе не злословлю, просто пытаюсь на своём уровне разобраться в причинах оттока из церкви огромного количества людей, в первую очередь интеллигенции.
Я пробовал несколько раз поговорить об этом со священниками в соц сетях.
Меня тут же подвергали остракизму и банили.
А в личку писали, что я искушаю людей.
Мол, до твёрдой пищи не доросли они ещё.
Хотя я всегда предельно корректен и всегда стремился к конструктивному диалогу.
Церковное священноначалие любого уровня, не терпит даже намёков на критику, не говоря уже о попытках диалога, такого рода.
Сама церковная жизнь, как правило, сводится к богослужениям и требам. и понуждает (принуждает) к послушанию\ям.
Хорошо, если есть воскресная школа, хотя бы.
Я уже не говорю о совместных трапезах.
Меня, в мою бытность неофитом, крайне удивил, приезжий грузин.
Он отстоял службу, это был двунадесятый праздник и престол храма, а потом подошёл ко мне, я стоял на клиросе ближе всех к нему, и спросил, где накрывают столы для прихожан...
Я его не понял, переспросил.
Он ответил, что в Грузии, на престольные праздники и на двунадесятые, община накрывает столы для всех прихожан.
Это и есть община, в частности.
Я пишу это в надежде на то, что кто то из попов (пастырей овец православных) прочтёт и может быть что-то почерпнёт.
Возьмёт на заметку и станет не только требы исполнять, а создавать настоящую, крепкую общину.