Вопрос о вступлении Украины в НАТО был поднят в середине нулевых, однако с тех пор особого прогресса не наблюдается. Руководство альянса воздерживается от однозначных комментариев, но Киев продолжать верить и надеяться, создавая иллюзию дружбы с Брюсселем.
С началом 2021 года можно сказать почти однозначно, что администрация Североатлантического альянса не жаждет увидеть Украину в стройных рядах своих союзников.
Накануне встречи министров обороны НАТО генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг пообщался с журналистами, среди которых был и представитель Украины. Он, как и многие его коллеги на предыдущих конференциях, поинтересовался, когда уже Киев, наконец, примут в альянс. В ответ Столтенберг в очередной раз объяснил, что это произойдет не ранее, чем Украина выполнит все требования Плана действий по вступлению в НАТО, который предполагает приведение всех сфер государственной деятельности – политической, экономической, оборонной – к стандартам военно-политического блока.
На самом деле, этот ответ можно пересказать одним словом – «никогда». Чтобы выполнить План действий, государству необходимо проделать большой объем работы, а также вложить большие суммы денег в реформирование сразу нескольких областей. Никто не питает иллюзий, что Украина справится с этой задачей сама, а меценатов, которые бы были готовы помочь финансово, до сих пор не нашлось.
Скорее всего, украинское правительство (уже не раз сменившееся) уже пятнадцать лет надеется именно на это: что кто-нибудь из числа европейских сильных стран, а то и сами США, возьмут на себя все хлопоты, а затем расстелют красную дорожку, по которой Украина и войдет в альянс.
Но этого не произойдет, потому что Киев нужен Брюсселю исключительно для поддержания тезиса о «российской угрозе». Доступ к российским границам у НАТО появился после вступления в альянс стран Балтии, а больше ничего уникального Украина предложить не может.
Причем 21 января стало очевидно, что киевские власти правильно оценивают сложившуюся ситуацию, и это понимание заставляет их паниковать. В ходе интервью на американском телеканале HBO президент Украины Владимир Зеленский обратился сквозь экран к своему новому американскому коллеге с вопросом: «Мистер президент, почему мы до сих пор не в НАТО?», а также фактически потребовал от Джозефа Байдена ответить на этот вопрос в течение его президентского срока.
Большинство украинских парламентариев убеждены, что эта фраза перечеркнула многолетние усилия Киева, направленные на создание образа Украины как важной и нужной для Запада страны. Теперь же Зеленский открыто признался, что его окружение и он лично переживают, что им все-таки откажут в членстве, то есть продемонстрировал свое подчиненное положение и политическую несамостоятельность.
Разумеется, после такого провала, который, к тому же, наблюдали миллионы человек по телевидению, украинским властям пришлось изобретать способы реабилитироваться. Например, был придуман проект «Сильнее вместе», инициаторами которого выступили МИД Украины и Центр информации и документации НАТО. В результате Североатлантический альянс получил еще один инструмент воздействия на украинское правительство, а вот что пообещали Киеву взамен, толком не ясно. Пока в рамках инициативы были подготовлены видеоролики, рассказывающие, как полезно Украине сотрудничать с НАТО.
Собственно, проект «Сильнее вместе» хорошо иллюстрирует взаимоотношения между Организацией Североатлантического договора и Украиной. Как европейские купцы-мореплаватели ловко обманывали аборигенов, выменивая у них непривлекательные золотые самородки на блестящие стеклянные бусы, так и НАТО получают все больше контроля над Киевом, предлагая ему взамен сущие пустяки – например, проект по производству видеороликов.
Однако жителей оторванных от цивилизации островов легко можно было обмануть, потому что они не понимали реально ценности золота и стекла в «большом мире». А вот почему Брюсселю удается водить за нос украинцев, претендующих на звание настоящих европейцев, – большой вопрос.