Найти тему
3,8K подписчиков

Испытатель

20 февраля (7 февраля по старому стилю) 1908 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи

20 февраля (7 февраля по старому стилю) 1908 года родился Григорий Яковлевич Бахчиванджи

Григорий Яковлевич родился в греческой семье на территории современного Краснодарского края. В 1927 году перебрался в Мариуполь. В этом городе Григорий строил металлургический "Завод имени Ильича", затем работал на нем.

В 1931 году добровольцем ушел в военную авиацию. Окончив Оренбургскую школу пилотов (впоследствии — авиаучилище, которое в 1957 году окончил Юрий Гагарин), Бахчиванджи занялся испытательной работой в научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил РККА (НИИ ВВС).

В 1941 году ушел добровольцем на фронт. Участвовал в обороне Москвы, совершил 65 боевых вылетов, сбил 2 вражеских самолета лично и 3 — в группе. Уже в августе 1941 года капитан Бахчиванджи был направлен в Свердловск на базу НИИ ВВС для ответственного задания. Он входил в группу разработки и испытания первого советского реактивного самолета — экспериментального истребителя БИ.

Первый советский реактивный самолет БИ-1
Первый советский реактивный самолет БИ-1

Испытания были смертельно опасны не только в воздухе, но и во время стендовых тестов. Так, в феврале 1942 года, когда проводился прожиг двигателя, произошел взрыв, Бахчиванджи получил ранение. Однако испытания были продолжены.

15 мая 1942 года Григорий Яковлевич поднял машину в воздух. По словам участников испытаний, из-за высокой скорости и необычного поведения машины от летчика требовались быстрая реакция и высочайшее мастерство.

Всего Бахчиванджи выполнил шесть полетов. Во время последнего из них, 27 марта 1943 года, машина вошла в пике на скорости более 900 километров в час и врезалась в землю. Григорий Яковлевич погиб. Только через несколько лет конструкторы смогли разобраться, какой именно режим полета привел к катастрофе и как с ним бороться.

В 1973 году капитану Бахчиванджи посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. В честь летчика-испытателя было названо несколько улиц, школ и даже кратер на обратной стороне Луны.

"Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года", — сказал Юрий Алексеевич Гагарин.