Свою деятельность Свердловская парфюмерная фабрика начала во время ВоВ на базе эвакуированного из Москвы оборудования Новой зари. Война закончилась, а фабрика на Урале осталась, и практически все советское время была как бы подшефным предприятием Новой зари: выпускала некоторые популярные новозаревские духи и использовала новозаревский дизайн флаконов. В конце 1960-х Свердловскую фабрику модернизировали, и в честь обновления решили дать новое название, с местным колоритом - Уральские самоцветы. С этого момента фабрика стала разрабатывать и выпускать собственную парфюмерную продукцию.
Сейчас кажется, что для уральского производителя было бы совершенно естественным обратиться в поисках вдохновения к сказам Бажова - столько там красивых и ярких образов. Но на свердловской парфюмерной фабрике этой темы как будто избегали. Ароматы, посвященные самоцветным камням, можно не считать: харьковская фабрика тоже выпускала духи с "самоцветными" названиями и без всяких отсылок к Бажову.
Сложно понять такое игнорирование Бажова уральской фабрикой. То ли хотели избежать ухода в откровенную сувенирность (хотя чем она плоха?), то ли боялись сравнений с новозаревскими "Малахитовой шкатулкой" и "Каменным цветком". Так или иначе, духов и одеколонов в честь бажовских сказов уральская фабрика не выпускала, сделав только два исключения: "Золотоцветень" и "Серебряное копытце". О "Золотоцветене" как-нибудь в другой раз, а сейчас расскажу о "Серебряном копытце".
У Бажова есть сказы, не относящиеся к теме Хозяйки медной горы и горнодобычи, "Серебряное копыце" - как раз такая история. В нем речь идет о волшебном животном, имеющем на одной ноге серебряное копыто, из-под которого вылетают драгоценные камни. В сказе это животное просторечно называется козлом, но у козлов не бывает ветвистых рогов, так что на самом деле речь идет о косуле. Самая эффектная сцена в сказке - когда Серебряное копытце вспрыгивает на крышу зимнего жилища охотника и начинает бить ногой, все вокруг покрывается самоцветами, они горят и переливаются на снегу. Парфюмерам удалось передать эту картину: прекрасное дикое животное, зимний лес и сверкающие камни.
В сказке есть момент, когда охотник Кокованя в ответ на вопрос девочки Даренки, душной ли этот козел, отвечает: "Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет". Вот эти вопрос и ответ словно зашифрованы в аромате - в нем есть мягкие животные ноты и древесные, пряно-травяные. И еще дубовый мох - в этой истории парфюмеры не боялись "заземлить" звучание. В то же время присутствуют прозрачные цветочные - "самоцветные", как в "Аметисте" и "Алмазе". И альдегиды - для эффекта морозного воздуха.
Пирамида "Серебряного копытца":
начало - бергамот, орегано, альдегиды;
середина - жасмин, фиалка, пудровые ноты;
база - кожа, дерево, амбра, дубовый мох.
"Серебряное копытце" - прекрасный осенне-зимний шипр. Будь у него более интересный флакон, вполне мог бы конкурировать с другими духами бажовского цикла, но на Свердловской фабрике упорно придерживались функционального минимализма, и разливали "Копытце" в самые простые флакончики. Выпускали и отдельно, и в составе сувенирного набора "Свердловск" вместе с еще четырьмя ароматами - "Уралом", "Уральской рябинушкой", "Уральскими зорями" и "Нашим Свердловском".
Список всех моих статей о винтажной парфюмерии
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора