Мы уже говорили здесь о том, что стихотворения Тютчева о природе – это не просто описания, но размышления, и в большой степени не столько о самой природе, сколько в целом о мироустройстве, как понимает его поэт, и о месте человека в этом мировом хаосе.
В этой и последующих публикациях проследим, как реализуются и развиваются философские взгляды Тютчева на примере произведений из кодификатора ЕГЭ по литературе 2021 .
Разберем сегодня стихотворение «Певучесть есть в морских волнах».
«Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?»
Природа божественна, гармонична, исполнена движения и развития, поскольку содержит в себе мировую всеохватную душу. Живая душа не статична, поэтому и мир находится в непрекращающемся процессе изменений.
Нужно отметить, что данное стихотворение соотносится с дневной темой в поэзии Тютчева (о дуализме дня и ночи в его творчестве мы поговорим отдельно). Общее впечатление от «дневной» природы – колышущийся, дышащий мир, наполненный музыкой, слагающейся из мириадов звуков и движений живой и неживой («дремлющей» по Шеллингу) материи. Обратим внимание на отбор лексики в первой части стихотворения – все слова работают на создание колышущейся, переливающейся картины. «Мусикийский шорох» - то есть «музыкальный», «певучесть», «шорох», «струится», «созвучье», «гармония», «зыбких», «морских».
Но во второй части второго четверостишья в гармонию звуков и движения прорывается диссонанс. Натурфилософия Тютчева отвергает антропоцентризм: человек – не царь природы. И в строках второй части отмечен разлад между сознанием людей и природой. Наше сознание лишь улавливает, но до конца не постигает единства с ней (такое под силу разве только поэту):
«Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем».
Человек – лишь «мыслящий тростник», один из высших результатов, достигнутых на пути развития мирового духа, лишь часть мироздания, а не его вершина и уж точно не хозяин, не эксплуататор природы, о таком даже речи нет. Развитие никогда не остановится, идёт дальше, и природа в этом движении равнодушно не замечает своё творение. Поэтому человеческий голос, мысль –
«Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест»…
Голос человеческой души выбивается из общего гармонического хора звуков. Создание ропщет на создавшую его силу.
«И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?»
Эта оторванность – трагедия человека. Он с тяжелым сердцем сознаёт вселенское равнодушие божественной природы к себе и своим деяниям, безответность своих запросов к миру и богу.
Дорогие читатели! )))
Если вам оказался полезен контент на моём канале, не стесняйтесь нажимать "палец вверх"!
Это мотивирует меня создавать для вас новые статьи на тему "Сдам ЕГЭ по литературе на все 100!!!" )))