За мостом лежит район Лакшман Джула (Lakshman Jhula)- оживленное туристическое место и центр жизнедеятельности Ришикеша. Нас приветствует ясноглазый черноволосый Шива.
Мы движемся в круговороте мантр, музыки, сигналов мотобайков, голосов местных жителей и туристов в потоке лиц с разных континентов и одеяний всевозможных расцветок и видов.
По обочинам сидят старцы, йоги и садху, закутанные в оранжевые полотна; голоногий и босоногий йогин в красной вязаной шапочке бодрым шагом обгоняет нас и исчезает в толпе. Прямо на проезжей части- свадебная процессия-гуляние. Масса людей запрудила всю дорогу, льется песня, мужчины в розовых тюрбанах и женщины в нарядных сари пляшут под аккомпанемент нескольких трубачей и скрипачей в лиловых фраках и золотых тюрбанах, в толпе плывет восседающий на коне жених. Люди, мотоциклы и авто обтекают процессию сбоку, кто-то (как я) фотографирует и снимает видео, кто-то смотрит и улыбается, некоторые местные глазеют с крыши.
Мы сворачиваем и идем среди нескончаемых торговых рядов по обе стороны дорожки. Магазинчики привлекают своими красочными яркими витринами- множество торговых лавок продают фигуры индуистских богов и богинь, рудракши (священные бусины из плодов дерева Элеокарпус, дар Шивы) и различную индуистскую символику, ремесленные изделия, ювелирку, камни и бижутерию, книги об индуизме, йоге, одежду, аюрведическую продукцию и т.д. Огромное количество кафешек, ресторанчиков, лавок и лоточников на колёсах.
У меня были некоторые маленькие желания по части покупок, которые я еще раньше озвучила моему Гиду. Одно из них- традиционный уттаракханди сут (платье с разрезами по бокам) и шапочка (на память). Мой Гид сказал, что он еще никогда не покупал женскую одежду и это для него будет первый опыт. Мы зашли в магазинчик, торгующей качественной одеждой бренда «Tribes India». Магазин был заполнен товаром от которого разбегались глаза. Я даже не знала, куда смотреть. Мой Гид сам предложил мне два сута, которые ему понравились. После примерки в узкой заваленной «примерочной»-шкафчике, мы купили 2 сута- оранжевый и цвета лаймовый пунш (каждый в среднем 700 рупий). Шапочку мы купили тоже здесь за 300 рупий, серую с бордовыми узорами, а не зеленую, какую я представляла. Зеленые- это больше химачали шапочки, как выяснилось.
Идем дальше. Встретился какой-то знакомый моего Гида , прокатил нас на мотоцикле по тесным и клокочущим улочкам и остановил в районе Рам Джула неподалеку от ашрама Пармарт Никетан (Parmarth Niketan Ashram)-духовного центра йоги и медитации, одного из самых значимых ашрамов Ришикеша, занимающегося обширной гуманитарной деятельностью, имеющего приют для бедных детей и устраивающих у себя ежегодные Всемирные Фестивали Йоги, а также он славен своими удивительными садами.
Взгляд упал на большое изваяние Ханумана (обезьяноподобное божество) с маленькими фигурками Рамы и Ситы в его приоткрытой груди. Хануман- преданный слуга господа Рамы, являющегося аватарой Вишну, он символизирует бескорыстное служение Богу и является обладателем многих возвышенных качеств. Являясь сыном Бога ветра Ваю, он умеет летать, мгновенно перемешаться в пространстве и имеет огромную силу и выносливость. В сердце у Ханумана навсегда поселилась любовь к Сите и Раме. (Может, некоторые помнят –в советское время в журнале «Костёр» была опубликована сказка «Сказание о Раме, Сите и летающей обезьяне Ханумане» (пересказанный С.В. Сахарновым великий древнеиндийский эпос «Рамаяна») Я помню!)
Ашрам имеет собственный гхат и сейчас там начиналась ежевечерняя священная церемония Ганга Аарти- религиозный ритуал поклонения богине Ганге с зажженными огнями и приношением пожертвований. Церемония начинается с пения ведических гимнов, затем следует священный ритуал очищения, который происходит вокруг костра с пожертвованиями Агни, богу огня.
В жертвенный огонь кладут фрукты, мед, деревянные предметы и т.д.; считается, что такие пожертвования принесут здоровье, процветание и удачу. Цветы и зажженные свечи в чаше из листьев опускают в реку, сопровождая славящими Гангу песнопениями. В чашечку можно положить записочку со своими желаниями. В церемонии могут принять участие все желающие, но необходимо быть босыми.
Индийцы, со свойственной им поэтичностью, очень красиво описывают свои ощущения во время этой древней церемонии: «Аарти- это время, когда мы освобождаемся от забот, стрессов и напряжений повседневной жизни и собираемся вместе в радости, почтении и мире. Когда багряное гималайское солнце окунается в воду, и отражение его лучей вызывает слезы на наших глазах, мы снова наполняемся глубоким чувством блаженства, смирения и духовной связи».
Гхат наводнен туристами и паломниками, на ступеньках -молодые служители-послушники («сыновья Ганги») в оранжевых одеяниях и бордовых жилетках поют и ударяют в ладоши. Напротив- на постаменте над Гангой восседает в медитативной позе великий и прекрасный Шива- пальцы рук сложены в мудре, шею и запястья украшает рудракши, на голове его- богиня Ганга, грудь обвивает змея.
Мы стоим поодаль, за аркой с колесницей (скульптура знаменитой сцены из Махабхараты, где на поле битвы Курукшетра стоит колесница, на которой в роли колесничего выступает сам Кришна и рассказывает своему другу Арджуне о дхарме и долге, раскрывая суть ведического знания. Этот диалог стал известен как Бхагават-Гита), в толпе людей и торговцев чашечками с приношениями в виде цветов и палочек-благовоний. Присутствовать на церемонии до конца тоже не входило в планы моего Гида, сегодняшняя прогулка была чем-то вроде обзорной ознакомительной экскурсии, чтобы только краем глаза ухватить происходящее и иметь общее представление.
Продолжение следует.
Предыдущая глава:
Следующая глава:
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилась статья-оставайтесь со мной! Впереди-много интересного, а возможно и полезного! Рада вам всем!