Люди моего поколения усваивали понятие «патриотизм» ещё в дошкольном детстве, слушая произведения советских писателей, например, Аркадия Гайдара. Ныне полузабытого, а тогда любимого всеми дошкольниками и школьниками, а также их родителями. Вот и помню ещё с детства эти слова, которые сейчас нашла и выписала, чтобы не искажать цитату…
В рассказе «Чук и Гек» в самом конце Гайдар говорит: «И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».
И действительно любили, и действительно берегли… До поры до времени, пока… Пока не захотелось советским людям «хлеба и зрелищ»?..
Я вовсе не хочу сказать, что сейчас патриотизма в людях стало меньше, я хочу разобраться, чей патриотизм, так сказать, «патриотичнее».
Патриотизм Николая Островского, создавшего легендарный образ Павки Корчагина, борца за социальную справедливость, мне был понятен со школьной скамьи. Патриотизм Ивана Бунина, написавшего в эмиграции потрясающей силы книгу о России («Жизнь Арсеньева»), мне стал известен только в студенческие годы. А «Окаянные дни» Бунина и того позже. «Жизнь Арсеньева» любила и люблю, перечитываю постоянно. «Окаянные дни» прочитала один раз – и больше не хочется. А зачем? Информацию я получила, о «зверствах большевиков» узнала, удовольствия от книги нет, зачем её перечитывать? Получается, что один и тот же автор написал книгу вечную («Жизнь Арсеньева») и сиюминутную, важную только на каком-то отрезке исторического времени, вроде газетной публикации («Окаянные дни»). Любил ли Бунин Россию? Безусловно, я в этом нисколько не сомневаюсь. Любили ли Россию Николай Островский, Аркадий Гайдар и все те писатели, которых мы привычно называем «советскими»? И в этом сомнения нет. Но вот я сама себе задала такой вопрос. Думаю, что его многие тоже себе задают…
Мы в какой-то период нашего «развенчивания советских мифов» так боготворили русскую эмиграцию, что чуть ли не считали оракулами именитых эмигрантов, учивших нас «жить не по лжи». И бунинские «Окаянные дни» становились не «мнением» одного человека, а чуть ли не историческим документом эпохи. Так вот, бунинский дворянский патриотизм позволил ему уехать из России и говорить о ней горькие и злые слова… А рабоче-крестьянский патриотизм Николая Островского толкал его на подвиги во имя светлого будущего этой самой России… Нет, повторяю, моё личное мнение, что и тот, и другой, очевидно, любили Россию с одинаковой силой, но вот чей патриотизм-то оказался действеннее: тех, кто ругал из-за рубежа, или тех, кто защищал страну, обустраивал и поднимал её из руин?
Не всё так просто…
Кто-то возразит, что Бунин не Россию ругал, а советскую власть… Тогда я не понимаю, почему сейчас тот, кто высказывает критические замечания в адрес существующей власти, сразу обвиняется в отсутствии патриотизма и чуть ли не в пособничестве иностранным агентам… (Примеры можете сами вспомнить, их предостаточно).
Патриотизм красноармейцев, защищавших Россию, тогда уже ставшую советской страной, от всяких иностранных «наймитов» и вооружённых на их деньги белогвардейцев?
Или патриотизм белогвардейцев, рвавшихся восстановить старые порядки в России?
Это я сама себе задаю вопросы…
На многие вопросы я так и не получила ответа, обучаясь на историческом факультете Харьковского университета в далёкие советские годы… Но и сейчас, в эпоху так называемой гласности, на многие вопросы ответа нет…
Всё-таки, мне кажется, патриотизм – это не отношение к конкретной власти, а отношение к стране. Неужели пример Бунина не убеждает? Любил Россию, но ругал советскую власть. Не нужно ставить знак равенства между отношением к стране и отношением к президенту, министрам, чиновникам и депутатам Государственной Думы.
А то вот ведь, когда «патриоты» ругали советских руководителей, министров и чиновников, так этих патриотов не называли «иностранными агентами». А помните, как крепко ругали? И за всё подряд: за отсутствие товаров народного потребления, за сталинские репрессии, за действия генералиссимуса Сталина и маршала Жукова, за то, что на митинги первомайские и октябрьские по указанию райкома или горкома заставляли учителей в полном составе школу выводить… Что с этой молодёжью поделаешь: когда в советское время заставляли мальчиков и девочек, юношей и девушек идти на демонстрации – они не хотели, а теперь вот их не пускают, а они идут…
Ничего в нашей истории не разберёшь, увы… Слава Богу, что я в девяностые годы нашла более правдивое занятие, чем преподавать историю. Шучу. Грустная шутка, однако.