Если вам когда-либо приходилось выступать перед людьми, знакомо такое чувство, когда внутри все холодеет, коленки начинают заранее нервно потряхиваться и такое ощущение “холодка” внутри, чуть ниже солнечного сплетения?
И думаешь: “Никуда не пойду! Я только все испорчу! А там все будут смотреть только на меня!”
Страх сцены - чувство, знакомое многим, кому приходится время от времени иметь с ней дело. Более того, это один из самых распространенных социальных страхов.
Когда сцена, становится неотъемлемой частью твой профессии, страх уходит.
Но, когда выходы на сцену или публичные выступления скорее эпизодические, чем регулярные, то тут страх тут как тут!
Подкрадывается к тебе изнутри, и тихо так, ненавязчиво шепчет: ”У тебя сегодня точно ничего не получится, ты обязательно запутаешься, упадешь, перепутаешь. Над тобой будут все смеяться. Никому не понравится то, что ты пытаешься изобразить сегодня”
Но ты понимаешь, что так долго готовилась именно ради этого выступления, которое может и не повторится никогда! Столько сил и времени потрачено на подготовку. Возможно, это единственный шанс показать результат своей работы.
Вот именно сейчас, буквально через пару минут. Нужно собрать свои страхи, эмоции, внутреннюю неуверенность и выйти! Выйти, чтобы показать то во что было вложено столько сил и души.
Вспоминаю свой последний выход на сцену, буквально 2 месяца назад, в конце декабря 2020. Нас было семеро ожидающих в закулисье. Мы два месяца каждая готовили (для кого-то первую) сольную работу. Абсолютно все делали сами. Продумывали идею, взращивали её, как из семечка. Продумывали хореографию, подбирали музыку, а кто-то танцевал даже не под музыку. Кстати, одна из работ была посвящена именно страху сцены, что послужило вдохновением для этой статьи.
И все мы переживали где-то, а понравится ли зрителям то, что у нас получилось. Вот вдруг они не поймут всю глубину идеи. А ведь у каждой была очень глубокая и осознанная постановка. Я была частью этого процесса, и у меня была величайшая возможность ненадолго прикоснуться к внутреннему миру каждой. И понять, как он огромен и непостижим!
Но в этот момент, все волновались по разному.
Кто-то тихо нервничал, кто-то нервно разминался перед выходом.
Общее волнение настолько чувствовалось, что, казалось, весь воздух был им пропитан.
У меня волнение выражается самым необычным образом. Я начинаю шутить. Много! И чем больше я волнуюсь, тем больше я пытаюсь шутить, каламбурить, хохмить. Мне хочется разрядить обстановку таким вот странным образом. А еще я все время поправляю макияж, мне кажется, что он недостаточно идеален. И борюсь с желанием поправить макияж у всех окружающих.
Самое сложно, конечно, выходить первому. Когда зрители еще не настроены полностью, не погружены в атмосферу происходящего. Когда магия танца еще не увлекла их в свой волшебный мир.
И первому нужно постараться ценой неимоверных усилий открыть ворота туда, где следующим выступающим уже будет гораздо легче получить отклик на свои эмоции.
Хорошо выступать в середине, когда зрители уже, как говорится “разогреты”, но еще не устали. Тогда твою работу объективно оценивают, и ты получаешь волну благодарности в ответ.
Почетным считается выступать в конце. Обычно на финал оставляют самые сильные работы. Но это уже и не просто, так как зрители уже начинают уставать от эмоций, и есть риск, что не все проникнутся глубиной постановки и идеями автора.
Но в любом случае уже даже в процессе выступления, страх постепенно начинает отступать под наступлением “сценического адреналина”.
В этот момент понимаешь, что все не зря. Что все эти волнения были впустую!
И даже если и были ошибки, но оценивая выступление в целом, оно получилось!
Это неповторимое чувство, испытав которое единожды, хочется снова и снова.
Здесь, как никогда, уместна цитата одного питерского актера и поэта Ивана Сумича:
“Спектакль или выступление для меня, как путешествие. Я к нему готовлюсь, собираюсь в него, настраиваюсь. И боюсь что-нибудь забыть на берегу, что пригодится и понадобится во время моего путешествия. Но фишка вся в том, что даже если я что-то оставлю, даже если я что-то забуду, путешествие все равно состоится! И никто за него меня не будет ругать.
Это моё путешествие! Забуду ли я что-то… Что-то у меня не получится... Я всегда смогу провести потом работу над ошибками, что-то намотать на ус. Это процесс. Для меня как-то так. И перед каждым путешествием я надеюсь, что оно не последнее. Бояться это нормально! Смелее, вперед в путешествие!”
А вам знаком страх сцены? Как вы с ним справляетесь?
Делитесь в комментариях и подписывайтесь на мой канал!